Главные управленческие перемены в корпорации – внедрение системы управления поставками и функционально-матричной системы управления бизнесом
Столкнувшись с разницей в ритмах развития производства и сбыта, в корпорации «Рідна Марка» решились на кардинальные перемены – смену системы управления.
Рынки пива и соков в Украине являются одними из самых конкурентных. И если один из игроков заявляет о желании существенно нарастить свою долю, то хочется понять, есть ли за подобными заявлениями нечто материальное, или это только пиар-активность.
Например, корпорация «Рідна Марка» планирует до конца 2008 г. увеличить долю на рынке пива с 0,6 до 1,1%, а на рынке соков – с 3 до 5%. Стратегическими задачами на следующие четыре года определены доли в 6 и 15% соответственно. Компания рассчитывает, что это удастся осуществить за счет развития производственных мощностей, дистрибуционного покрытия и выпуска новых видов продукции. Эксперты к подобным заявлениям относятся скептически.
По итогам прошлого года корпорации удалось увеличить объем продаж пива на 70%, а соковой продукции – на 30%. Кроме того, портфель пополнился новым продуктом – квасом (ТМ «Древлянський»). Эти успехи компания связывает с комплексной модернизацией системы управления, завершившейся в декабре минувшего года.
«За несколько часов рассказать об изменениях в структуре управления, которые произошли в нашей компании, это все равно, что попытаться объяснить тригонометрию на пальцах», – скептически отмечает Павел Роднин, президент корпорации «Рідна Марка».
Противоречивый вызов
История перемен в механизме управления компанией началась с биоритмов, а точнее, с потребности в конструктивных переменах бизнеса как живого организма. П. Роднин: «У каждого живого организма есть свои биоритмы. К примеру, мои часы каждые семь с половиной лет подталкивают меня к кардинальным переменам. Для нашей компании время изменяться пришло через пять лет с момента начала работы на рынке. Еще три года назад я не решился бы на такую откровенность, но сегодня уже могу спокойно сказать, что на первом этапе развития корпорация была ориентирована не на потребителя, а на наращивание производственных мощностей. Да, мы говорили о том, что наш фокус на потребителе, но это не было правдой в полной мере. В результате в 2005 г. мы пришли к тому, что у нас есть ресурсы, но нет целостной модели управления бизнесом. Почему мы сразу не задумались или не смогли сориентироваться на потребителя? Когда создавалась корпорация, рынок только развивался. А у той команды, с которой я все это начинал, не было практических навыков построения эффективной бизнес-модели. Да и мой менеджерский опыт получен совсем в другой среде. Собственно, я принял решение создать компанию на рынке FMCG, потому что мне нужен был вызов. Необходимо было создать что-то совершенно новое. Вот и получилось, что это направление работы и я, и вся команда изучали уже в процессе».
Главной проблемой, обозначившейся в компании, оказалась нестыковка процессов производства, продаж и финансового управления. Другими словами, каждый процесс развивался со своей скоростью и практически жил своей жизнью. Финансирование развития производственных мощностей не давало адекватного возврата капитала. Для того чтобы основные процессы в компании начали работать в едином ритме, ее руководство приняло решение внедрить систему управления цепочками поставок (Supply Chain Management – SCM). При этом под поставками данная теория управления подразумевает перемещение не только товарно-материальных активов, но также и информации, и людских ресурсов.
Поставив перед собой такую цель, весь процесс разбили на этапы, реализация которых и началось не так давно в корпорации. А до этого проходил процесс формализации бизнес-процессов. Но на определении цели и идеальной схемы работы компании руководство «Рідної Марки» не остановилось. Для реализации системы SCM в корпорации решили использовать модель функционально-матричной системы управления бизнесом (еще ее называют функционально-дивизионной).
«К примеру, у компании цель в этом месяце продать определенное количество литров сока. Этой информацией обладает департамент продаж, который и передает ее производственному подразделению. Завод выпустит ровно столько продукции, сколько необходимо продать. Логистика, в свою очередь, обеспечит хранение и доставку этого объема продукции. Таким образом, отталкиваясь от целевых показателей продаж, вся система пронизана определенными цифрами. И при изменении спроса вся цепочка может мгновенно реагировать, – поясняет «тригонометрию» президент компании. – Что касается функционально-матричной системы управления, то я постараюсь продемонстрировать ее на примере управления контролем качества. Итак, задача департамента управления качеством – контролировать качество продукции, которую мы выпускаем. При этом принцип работы в нашей корпорации таков: «Говори, что ты делаешь, и делай то, что говоришь». Если мы называем продукт грейпфрутовым соком, то его и должны выпускать. Заявив подобное, мы следуем своим словам. Поэтому департамент управления качеством на предприятии подчинен не только непосредственному руководителю, но и совету директоров. Я утрирую, но если вдруг на предприятии произошел какой-то сбой, то начальник подразделения мог бы просто сказать, что мы закрываем глаза и делаем сегодня такое вот качество, и что проблема не в нас, а в качестве материалов или в технологии. Такое могло быть разве что при традиционной системе управления, когда процесс не подчиняется никому, кроме руководителя подразделения. При функционально-матричной системе управления такого уже не будет, поскольку за любое нарушение каждое подразделение отчитывается еще и перед советом директоров».
Одним из результатов смены системы управления стало обновление руководящего состава на 70%. В корпорации это объясняют сочетанием субъективных и объективных причин. Другими словами, внедрение новой системы управления потребовало ухода тех людей, которые были эффективны при работе корпорации, нацеленной на развитие производства. Не каждый смог подстроиться к смене акцентов, а кто-то уже просто не соответствовал занимаемым должностям.
Стратегия и дистрибуция
«Дистрибуция является ключевым фактором успеха работы компании. Так и запишите», – потребовал г-н Роднин. Пояснил такое заявление президент корпорации тем, что потребитель сегодня не намерен бегать и искать нужную ему продукцию. Покупатель идет туда, куда ему удобно, и там уже делает выбор. Как результат, если продукт обладает нужными потребителю качествами и представлен на полках (имеет хотя бы 50% нумерической дистрибуции), то ему автоматически обеспечена доля на рынке минимум 3%, а возможно, что и 8%. «Данное подтверждают исследования. Полка ограничена в размере – это раз. Потребитель порой меняет свои предпочтения, а иногда просто ошибается товаром – это два. Вот вам и есть 3% на рынке даже без дополнительной стратегии развития ТМ», – продолжает мысль П. Роднин.
В 2008 г. «Рідна Марка» собирается занять полки в 35 тыс. торговых точках, в следующем – охватить около 45 тыс., а через пять лет выйти на 80% нумерической дистрибуции во всей стране. Год был начат с подписания дистрибьюторских соглашений с 29 партнерами по всей территории Украины. Ранее корпорация была ориентирована на развитие прямой дистрибуции в крупных городах.
У компании не так давно появилось такое новое направление, как квас. Здесь планы «Рідної Марки» амбициозные – сформировать этот сегмент рынка. Дело в том, что в Украине нет четкого определения, что именно может называться квасом – законодательно это не регламентировано (в отличие от российского рынка). «Квас – это продукт, который получается на основе натурального процесса брожения. Такое производство есть только у трех игроков на рынке – это наша компания и производители квасов ТМ «Ярило» и «Львівський». Сейчас, глядя на работу наших двух конкурентов, не вдаваясь в детали, я могу сказать, что у нас больше потенциальных возможностей. И пока другие компании, к примеру, крупные производители пива примут решение выходить на этот рынок, у нас есть два-три года, чтобы занять лидерские позиции», – сообщил президент корпорации.
Скажи, какое пиво ты пьешь, и я скажу, кто ты
|
Инициатор и объект реформирования
|
Работа над ошибками Эвелина Кутепова: |