Site icon Companion UA

Дорога перемен

Побывав этим летом на «Джаз Коктебель», я понял несколько вещей. Во-первых, что уже не настолько молод, чтобы подтанцовывать с юной публикой фестиваля под дискотечную Gorchitza, или театральных The Tiger Lillies. Во-вторых, очень скоро мое тело вспомнило подзабытую истину о том, что концерт формата open air – это всегда физическое испытание для ног и спины. Однако еще через несколько часов, когда наступила глубокая ночь и на сцену вышли The Cinematic Orchestra, мне стало также понятно, что даже сильная усталость не может испортить впечатление от очень хорошей музыки. Наконец, я убедился в том, что фестивалю «Джаз Коктебель» действительно удалось добавить кое-что существенное к довольно однообразному и вполне типичному для крымского побережья отдыху формата пляж-пиво-пахлава.

Основанный в 2003 г. тележурналистом Дмитрием Киселевым и топ-менеджером Интерпайпа Лилией Млинарич, музыкальный фестиваль в этом году состоялся в десятый раз. За это время и само мероприятие, и его организаторы пережили несколько важных и интересных трансформаций.

Эпоха авантюризма

Когда у президента «Джаз Коктебеля» Лилии Млинарич спрашивают, почему она взялась за организацию музыкального фестиваля, она всегда отвечает откровенно: «Не потому, что мы любим джаз, а потому что собирали деньги в помощь дому-музею Волошина и для реконструкции площади напротив него». После этого она добавляет: «А потом мы еще влюбились и в джаз, и в другие направления новой современной музыки». Дмитрий Киселев – тогда ведущий аналитической программы на ICTV, а ныне заместитель директора российского медиахолдинга ВГТРК – также имел изначально не джазовые намерения.

В личную жизнь каждого из них Коктебель проник своим путем. Киселев в 2003 г. начал строить в поселке коттедж. Днепропетровчанка Млинарич в детстве ездила в Коктебель с родителями. Когда в начале 2000-х она решила освежить воспоминания, то обнаружила, что идиллия детства разрушена. Дом-музей, где в начале XX в. жил поэт и художник Максимилиан Волошин и где гостили его друзья Мандельштам, Белый, Булгаков, Грин, Цветаева, Гумилев, пришел в упадок. Канализация в городе отсутствовала. Набережная была абсолютно не благоустроена.

Обо всем этом у Лилии была возможность поговорить с Дмитрием во время обеденных перерывов. Офис телеканала ICTV и энергетический отдел Интерпайпа, который она возглавляла, находились в одном здании. «Мы хотели помочь Коктебелю. Но не просто попросить у кого-то денег», – рассказывает Млинарич. И тогда Киселеву, долгое время работавшему в Скандинавии, пришла в голову идея: «Давай сделаем, как в Европе: придумаем какое-нибудь событие, на него приедут уважаемые люди, мы им создадим атмосферу, и они не смогут нам отказать».

План начал работать еще до того, как состоялся первый «Джаз Коктебель». К началу лета 2003 г. привлеченные Киселевым меценаты пожертвовали $100 тыс. Площадь Волошина, построенная на эти деньги, стала местом проведения первых концертов. Атмосфера создавалась в основном силами отечественных музыкантов, друзей и знакомых организаторов. Ян Табачник, Энвер Измайлов, Владимир Соляник, «Схiд-Сайд», Военный оркестр Черноморского флота РФ и многие другие работали практически без гонораров. «Это была чистой воды авантюра», – признается теперь Млинарич. Многое изменилось в 2005-м.

Момент отступничества

Нынешний, Десятый фестиваль «Джаз Коктебель», состоял из порядка 70 выступлений разного калибра. Такого масштаба он достиг еще года три назад. Попытки описать подобное музыкальное блюдо вызывают в воображении какой-нибудь сложный экзотический салат. Не все его ингредиенты должны нравиться по отдельности, но, будучи смешанными в течение короткого промежутка времени, они превращаются в угощение вполне съедобное и даже вкусное. К тому же в Украине вам больше нигде такого не приготовят.

Сами организаторы с некоторых пор к названию «Джаз Коктебель» добавляют англоязычное contemporary jazz & world music, означающее, что здесь можно услышать не только джазовую музыку.

Летом 2005 г. Млинарич посетила знаменитый джазовый фестиваль в Монтре. «Для меня это стало впечатляющей демонстрацией возможной модели развития. Я поняла, что джазовый фестиваль может привлечь более широкую публику. Собрать разную качественную музыку, которая отражает современные тренды, дает зрителю новый опыт и вдохновляет. Это, надо сказать, соответствует моей натуре. Мне нравятся крупные проекты».

В том же году джазовые границы фестиваля были расширены. Фестиваль действительно входил в новую стадию развития. Дмитрий Киселев уехал в Москву и фактически отошел от оперативного участия в оргкомитете. Ушел также друг «Джаз Коктебеля» – пианист и джазовый продюсер Владимир Соляник, не согласившийся с новым курсом. Впрочем, оказалось, что все к лучшему. Сегодня Соляник делает в Коктебеле свой фестиваль Live in Blue Bay, а Млинарич с благодарностью и уважением вспоминает о сотрудничестве с ним.

Годы прагматизма

«Это для меня хобби, часть моей души, способ интересно жить, но не бизнес, – говорит президент «Джаз Коктебеля». – Фестивали – это вообще не бизнес. Нигде в мире, даже в Монтре». Сама Лилия Млинарич в 2006 г. ушла из Интерпайпа, когда Виктор Пинчук начал реструктуризацию своего холдинга. Теперь у нее своя консалтинговая фирма Комплекс менеджмент сервис. Часть заработанных личных средств она тратит на оперативные расходы оргкомитета, который ведет подготовку к фестивалю за много месяцев до его начала.

Разумеется, для существования фестиваля нужны устойчивые многолетние отношения со спонсорами. В 2005 и 2006 гг. «Джаз Коктебелю» помогал российский бизнесмен Александр Лебедев, благодарая которому в Коктебеле выступили джазовые супер-звезды – Стенли Кларк и Билли Кобэм.

Ныне среди коммерческих партнеров фестиваля – Philip Morris. В 2006 г. началось многолетнее сотрудничество с ТМ «Коктебель». «Поддержка таких масштабных культурных мероприятий – важное для бренда направление корпоративной социальной ответственности, – говорит менеджер по развитию ТМ «Коктебель» Татьяна Гонтарь. – Уровень фестиваля растет с каждым годом, и для имиджа торговой марки это хорошо. На протяжении многих лет мы спонсируем его проведение и очень довольны результатом».

Есть у «Джаз Коктебеля» и частные непубличные меценаты, берущиеся оплатить приезд отдельных музыкантов, гостиницы и проч. Но основным спонсором Млинарич называет публику. Когда в 2008 г. фестиваль был вынужден начать продавать билеты (до этого все концерты проходили бесплатно), публика поняла и купила их. Сегодня самые верные поклонники, которых больше тысячи, приобретают абонемент еще до объявления состава участников. Этот акт доверия к фестивалю Лилия Млинарич очень ценит.

Время интересных людей

Еще один важный для фестиваля человек – поселковый голова Коктебеля Алексей Булыга. На первый взгляд, непримечательный провинциальный чиновник. СМИ его не особо жалуют, больше внимания уделяя харизматичному Алексею Когану, куратору «Волошинской сцены», и звонкой Лилии Млинарич.

Рабочий кабинет Алексея Булыги оформлен не без некоторого художественного вкуса. Стена позади кресла расписана видами Коктебеля, исполненными в аскетичной импрессионистской манере. Когда в поселок стал наведываться писатель Виктор Ерофеев, задумавший построить здесь дом, голова пригласил его к себе домой и сумел поговорить с русским писателем не только о земельном вопросе. «Он тогда спросил меня, чем помочь Коктебелю? – вспоминает Булыга. – Я говорю, что хотелось бы, чтобы сюда приезжало побольше интересных людей. Раньше ведь Коктебель был местом отдыха творческих личностей».

"Эта музыка звучит на нашей территории и позиционирование джазового фестиваля гармонирует с брендом, – говорит менеджер по развитию ТМ "Коктебель" Татьяна Гонтарь. – Это свобода и импровизация, вдохновение, позитивные эмоции и, конечно же, ощущение счастья".

О том, каким конкретно образом может произойти ренессанс в Коктебеле, голова тогда не имел представления. «Вокруг творческих личностей и люди бизнеса вращаются», – бесхитростно объясняет свои расчеты Алексей Булыга. Дмитрий Киселев и стал тем первым интересным человеком, которого привез в Коктебель Ерофеев зимой. Другие интересные люди (Кинах, Порошенко, Палица, Тигипко, Левочкин) дали денег на строительство площади Волошина. За счет госбюджета был отремонтирован дом поэта. Государственное финансирование продолжается и сегодня, однако часть забот о его содержании взял на себя попечительский совет.

Разумеется, Коктебель мог бы получать от событийного туризма и большие выгоды. Специально приезжающие на фестиваль зрители (каждый день примерно 5 тыс.) приносят дополнительный доход предприятиям, работающим на побережье. Однако около 90% из них принадлежат иногородним предпринимателям, которые платят налоги по месту жительства. Сейчас местные власти думают над тем, как можно повлиять на ситуацию.

Думает над развитием фестиваля и Лилия Млинарич. Чтобы стать правильным мероприятием европейского уровня open air вроде венгерского Sziget’a, «Джаз Коктебель» должен обзавестись постоянным местом пребывания и качественной инфраструктурой. В то же время было бы хорошо привозить сюда дорогих и известных артистов. Для заключения контракта с таковыми фестивалю необходимо иметь довольно солидную сумму, которую нужно будет внести в качестве аванса за семь-восемь месяцев до выступления. Поэтому появление новых спонсоров приветствуется.

Exit mobile version