Site icon Companion UA

B мировых компаниях

Поглощения


HP бросила вызов IBM
Крупнейший в мире производитель компьютерной техники Hewlett-Packard (HP) заплатит $13,9 млрд. за Electronic Data Systems (EDS) – второго по величине поставщика услуг по аутсорсингу бизнес-процессов и информационных технологий. Эта сделка станет самой масштабной для HP со времени покупки Compaq за $18,9 млрд. в 2002 г. Завершение ее планируется во втором полугодии, причем EDS сохранит юридическую независимость и останется под руководством своего нынешнего гендиректора Рональда Риттенмейера, который будет подотчетен главе HP Марку Херду.


Покупка EDS увеличит выручку от бизнеса HP в области IТ-консалтинга более чем вдвое (с $16,6 до $38 млрд.), а его доля в общих доходах компании возрастет с 16 до 30%. Слияние позволит сторонам сократить издержки и обеспечить комплексное обслуживание клиентов. В частности, те смогут заказывать серверы и рабочие станции HP в сочетании с сопутствующими услугами EDS. К тому же клиентские базы обеих компаний мало пересекаются. К примеру, EDS имеет прочные связи с правительством: в 2007 г. она заработала на государственных контрактах $2,5 млрд., тогда как НР – всего $500 млн.


Учитывая все эти факторы, сделка поможет покупателю сократить разрыв с IBM, доминирующей в этой области. Согласно подсчетам Gartner, по итогам прошлого года «Голубой гигант» контролировал 7,2% рынка, оцениваемого в $748 млрд., EDS – 3%, HP – 2,3%. Но даже несмотря на нынешнее объединение, превосходство IBM все же остается значительным: в 2007 г., по данным Bloomberg, IТ-услуги принесли компании $54,1 млрд., или свыше половины совокупных продаж. Побороться есть за что: рынок консалтинга в сфере информационных технологий в ближайшем будущем будет расти на 8% ежегодно.


Инвесторы отнеслись к сделке настороженно. Акции HP продемонстрировали самое значительное снижение почти за четыре года, опустившись на 6,6%. Нынешняя оферта показалась им завышенной, ведь покупатель согласился заплатить за акции EDS на треть выше их рыночной стоимости. Это при том, что компания хотя и является старейшей на рынке, сейчас переживает не лучшие времена: за последние пять лет ее капитал вырос всего на 7%, темпы роста продаж за 2007 г. замедлились на 4%, а долг достиг $1,3 млрд. Разработчик не выдерживает давления со стороны как традиционных лидеров рынка IT-аутсорсинга, так и новых игроков, включая индийские Infosys, Tata и Wipro.


Кризис-менеджмент


Доллар пускает автоконцерны под откос
Кредитный кризис, падающий доллар и рост цен на сырье всерьез ударили по прибылям автопроизводителей. Круг пострадавших продолжает расти и уже выходит далеко за рамки большой американской тройки – General Motors, Ford и Chrysler – которым загрузить свои мощности удается сейчас лишь за счет предоставления значительных скидок.


Экономические проблемы в США ощутимо повлияли и на японский рынок. «Укрепление иены по отношению к доллару более чем на 10% за последний год стало большой проблемой для Toyota, Honda и Nissan», – отмечают эксперты Global Insight. В IV квартале минувшего финансового года, закончившегося 31 марта, прибыль Toyota (мирового лидера по темпам роста продаж) упала на 28%, до $3 млрд. В качестве причины, помимо колебания валютного курса, называется снижение на 5,6% продаж автомобилей в США, на которые приходится порядка половины выручки японского концерна. И на текущий финансовый год, который завершится в марте 2009 г., прогнозы Toyota далеко не оптимистичные. Компания ожидает, что, несмотря на небольшой прирост продаж в абсолютном выражении (+1,6%), в денежном выражении их объем снизится на 4,9% – до $242 млрд. Такой спад Toyota зафиксирует впервые с 2000 г. Прибыль первый раз за семь лет упадет на 27% и составит $12 млрд. Honda также предупредила о возможном снижении чистой прибыли на 18% в текущем финансовом году. О негативном влиянии валютных колебаний на прибыль заявила и Mazda.


Отраслевые аналитики предрекают, что 2008 г. станет годом с самым низким за последние десять лет уровнем продаж. И все же американский рынок остается крупнейшим в мире, так что присутствие на нем является для производителей необходимым условием роста бизнеса. Так, Volkswagen в мае объявил о своих планах по строительству в США своего первого завода – машины сойдут с конвейера в 2010 г. На рынке позиции автоконцерна пока слабы: за минувший год немцы реализовали здесь всего 230 тыс. авто своей основной марки VW (Toyota – 2,62 млн.). В связи с этим концерн обозначил для себя смелые ориентиры: поднять за следующие десять лет продажи VW в США до 800 тыс. в год, и за счет этого обойти по мировым продажам Toyota. Эксперты настроены критично. «Начинать экспансию в США при таком раскладе, да еще и оплачивать импорт моторов и комплектующих дорогим евро очень тяжело», – полагают в PA Consulting.


Инвестиции


Своими силами
China Commercial Aircraft, корпорация по проектированию и производству крупных пассажирских авиалайнеров, была официально зарегистрирована в Китае. Ее уставный капитал составил $2,7 млрд., а основными акционерами стали государство, правительство Шанхая, а также Первая и Вторая китайские авиапромышленные корпорации (AVIC I и II).


Задача новой компании – разработать собственные вместительные пассажирские лайнеры (минимум на 150 мест). За счет этого правительство КНР рассчитывает снизить зависимость от зарубежных производителей. Сегодня около 50% китайского авиарынка занимает американский Boeing, 35% – европейский Airbus. По прогнозам, до 2026 г. этот сектор вырастет в пять раз. Специалисты Boeing уточняют, что за этот период стране потребуется не менее 2,6 тыс. новых воздушных судов общей стоимостью более $200 млрд. Спрос на региональные самолеты частично покроет недавно презентованный ARJ-21 на 85 мест. Выпуск более вместительного лайнера займет около десяти лет. Расходы на R&D достигнут $4-7 млрд.


В настоящее время Китай уже имеет опыт в производстве и сборке лайнеров: благодаря дешевой рабочей силе сюда вынесено изготовление компонентов для крупнейших мировых самолетостроителей. Но уникальными разработками страна похвастаться не может. Так, выпущенный в 2007 г. истребитель J-11 оказался пиратской копией российского СУ-27СК. Поэтому к идее China Commercial Aircraft эксперты отнеслись скептически. По их мнению, при создании вместительного лайнера китайцы ограничатся копией воздушных судов Boeing или Airbus предыдущего поколения.


Если же их ожидания не оправдаются и Китай предложит оригинальную разработку, это станет хорошей новостью для мировых авиаперевозчиков. Реализация их контрактов на поставки крупнофюзеляжных Airbus A380 и Boeing Dreamliner постоянно переносится. Об очередной отсрочке Airbus заявил на днях, так что покупателям придется ждать самолеты A380, заказанные на 2008-2010 гг., на 2,5-3 месяца дольше.


Кризис-менеджмент


GE жертвует бытовой техникой
Корпорация General Electric планирует выставить на продажу или вывести в СП свое подразделение по выпуску бытовой техники и электронного оборудования. По данным Bloomberg, для нахождения оптимального варианта компания наняла инвестбанк Goldman Sachs, который либо подыщет достойного партнера, либо организует аукцион по продаже. Последний вариант эксперты считают более вероятным. По данным американских СМИ, на сделке GE рассчитывает выручить от $5 млрд. до $8 млрд.


Бизнес по выпуску электроприборов и бытовой техники является одним из старейших для корпорации. Именно благодаря этой продукции торговая марка в начале 1900-х гг. стала настоящим брендом. Однако в условиях нынешнего финансового кризиса, спрос на эту группу товаров упал особенно сильно, так что GE стремится избавиться от них в пользу более динамичных высокотехнологичных направлений. В итоге компания рассчитывает наконец достичь долгожданной цели – ежегодного роста прибыли на 10%. Если не считать имиджевых моментов, то на суммарных финпоказателях готовящаяся продажа существенно не скажется: по итогам 2007 г. этот бизнес принес всего 4,1% из $172,7 млрд. общей выручки. На решение вывести подразделение из структуры компании именно сейчас повлияли неудовлетворительные финансовые показатели за I квартал. Хотя доход и увеличился на 8% (до $42,24 млрд.), чистая прибыль упала на 6% (до $4,3 млрд.).


Такие структурные преобразования для GE не в новинку. СЕО компании Джеффри Иммельт (занял пост в 2001 г.) еще в декабре 2002 г. озвучил стратегический план, суть которого – постепенно избавляться от направлений бизнеса, наиболее чувствительных к экономическим колебаниям. С тех пор он продал активов на $75 млрд., включая подразделения по выпуску пластмасс и оказанию страховых услуг, и потратил $50 млрд. на поглощения в таких быстрорастущих секторах, как водоочистка и авиация.


Реорганизация


Стресс-тесты для МВФ
Международный валютный фонд перешел к практической реализации антикризисной программы, выдвинутой директором-распорядителем Домиником Стросс-Каном еще 7 апреля. Необходимость реформ продиктована тем, что в последние годы в мире снижается спрос на займы МВФ, которые традиционно служили для него главным источником доходов. Цель программы – поправить финансовое положение фонда.


Документ содержит два основных пункта. Первый предусматривает снижение текущих издержек на четверть при их общем объеме в $400 млн. Для этого Стросс-Кан сократит штат на 380 человек (13%) в основном из числа управляющего персонала. Часть экономии будет достигнута за счет командировок. Второй пункт – модернизация системы доходов МВФ. Для получения дополнительных средств фонд планирует продать 12% своего золотого запаса, или 403,3 т. Вырученные деньги поместят в специальный фонд для финансирования текущих операций.


Впереди МВФ ждет решение, пожалуй, наиболее болезненного вопроса – пересмотр акционерных квот. Изменения нынешней системы призваны сделать доли стран в капитале фонда адекватными их роли в мировой экономике, то есть Европе и США пришлось бы «подвинуться», а развивающиеся страны получили бы более весомое представительство. 

Exit mobile version