Поглощения
HP бросила вызов IBM
Крупнейший в мире производитель компьютерной техники Hewlett-Packard (HP) заплатит $13,9 млрд. за Electronic Data Systems (EDS) – второго по величине поставщика услуг по аутсорсингу бизнес-процессов и информационных технологий. Эта сделка станет самой масштабной для HP со времени покупки Compaq за $18,9 млрд. в 2002 г. Завершение ее планируется во втором полугодии, причем EDS сохранит юридическую независимость и останется под руководством своего нынешнего гендиректора Рональда Риттенмейера, который будет подотчетен главе HP Марку Херду.
Учитывая все эти факторы, сделка поможет покупателю сократить разрыв с IBM, доминирующей в этой области. Согласно подсчетам Gartner, по итогам прошлого года «Голубой гигант» контролировал 7,2% рынка, оцениваемого в $748 млрд., EDS – 3%, HP – 2,3%. Но даже несмотря на нынешнее объединение, превосходство IBM все же остается значительным: в 2007 г., по данным Bloomberg, IТ-услуги принесли компании $54,1 млрд., или свыше половины совокупных продаж. Побороться есть за что: рынок консалтинга в сфере информационных технологий в ближайшем будущем будет расти на 8% ежегодно.
Инвесторы отнеслись к сделке настороженно. Акции HP продемонстрировали самое значительное снижение почти за четыре года, опустившись на 6,6%. Нынешняя оферта показалась им завышенной, ведь покупатель согласился заплатить за акции EDS на треть выше их рыночной стоимости. Это при том, что компания хотя и является старейшей на рынке, сейчас переживает не лучшие времена: за последние пять лет ее капитал вырос всего на 7%, темпы роста продаж за 2007 г. замедлились на 4%, а долг достиг $1,3 млрд. Разработчик не выдерживает давления со стороны как традиционных лидеров рынка IT-аутсорсинга, так и новых игроков, включая индийские Infosys, Tata и Wipro.
Кризис-менеджмент
Доллар пускает автоконцерны под откос
Кредитный кризис, падающий доллар и рост цен на сырье всерьез ударили по прибылям автопроизводителей. Круг пострадавших продолжает расти и уже выходит далеко за рамки большой американской тройки – General Motors, Ford и Chrysler – которым загрузить свои мощности удается сейчас лишь за счет предоставления значительных скидок.
Отраслевые аналитики предрекают, что 2008 г. станет годом с самым низким за последние десять лет уровнем продаж. И все же американский рынок остается крупнейшим в мире, так что присутствие на нем является для производителей необходимым условием роста бизнеса. Так, Volkswagen в мае объявил о своих планах по строительству в США своего первого завода – машины сойдут с конвейера в 2010 г. На рынке позиции автоконцерна пока слабы: за минувший год немцы реализовали здесь всего 230 тыс. авто своей основной марки VW (Toyota – 2,62 млн.). В связи с этим концерн обозначил для себя смелые ориентиры: поднять за следующие десять лет продажи VW в США до 800 тыс. в год, и за счет этого обойти по мировым продажам Toyota. Эксперты настроены критично. «Начинать экспансию в США при таком раскладе, да еще и оплачивать импорт моторов и комплектующих дорогим евро очень тяжело», – полагают в PA Consulting.
Инвестиции
Своими силами
China Commercial Aircraft, корпорация по проектированию и производству крупных пассажирских авиалайнеров, была официально зарегистрирована в Китае. Ее уставный капитал составил $2,7 млрд., а основными акционерами стали государство, правительство Шанхая, а также Первая и Вторая китайские авиапромышленные корпорации (AVIC I и II).
В настоящее время Китай уже имеет опыт в производстве и сборке лайнеров: благодаря дешевой рабочей силе сюда вынесено изготовление компонентов для крупнейших мировых самолетостроителей. Но уникальными разработками страна похвастаться не может. Так, выпущенный в 2007 г. истребитель J-11 оказался пиратской копией российского СУ-27СК. Поэтому к идее China Commercial Aircraft эксперты отнеслись скептически. По их мнению, при создании вместительного лайнера китайцы ограничатся копией воздушных судов Boeing или Airbus предыдущего поколения.
Если же их ожидания не оправдаются и Китай предложит оригинальную разработку, это станет хорошей новостью для мировых авиаперевозчиков. Реализация их контрактов на поставки крупнофюзеляжных Airbus A380 и Boeing Dreamliner постоянно переносится. Об очередной отсрочке Airbus заявил на днях, так что покупателям придется ждать самолеты A380, заказанные на 2008-2010 гг., на 2,5-3 месяца дольше.
Кризис-менеджмент
GE жертвует бытовой техникой
Корпорация General Electric планирует выставить на продажу или вывести в СП свое подразделение по выпуску бытовой техники и электронного оборудования. По данным Bloomberg, для нахождения оптимального варианта компания наняла инвестбанк Goldman Sachs, который либо подыщет достойного партнера, либо организует аукцион по продаже. Последний вариант эксперты считают более вероятным. По данным американских СМИ, на сделке GE рассчитывает выручить от $5 млрд. до $8 млрд.
Такие структурные преобразования для GE не в новинку. СЕО компании Джеффри Иммельт (занял пост в 2001 г.) еще в декабре 2002 г. озвучил стратегический план, суть которого – постепенно избавляться от направлений бизнеса, наиболее чувствительных к экономическим колебаниям. С тех пор он продал активов на $75 млрд., включая подразделения по выпуску пластмасс и оказанию страховых услуг, и потратил $50 млрд. на поглощения в таких быстрорастущих секторах, как водоочистка и авиация.
Реорганизация
Стресс-тесты для МВФ
Международный валютный фонд перешел к практической реализации антикризисной программы, выдвинутой директором-распорядителем Домиником Стросс-Каном еще 7 апреля. Необходимость реформ продиктована тем, что в последние годы в мире снижается спрос на займы МВФ, которые традиционно служили для него главным источником доходов. Цель программы – поправить финансовое положение фонда.
Впереди МВФ ждет решение, пожалуй, наиболее болезненного вопроса – пересмотр акционерных квот. Изменения нынешней системы призваны сделать доли стран в капитале фонда адекватными их роли в мировой экономике, то есть Европе и США пришлось бы «подвинуться», а развивающиеся страны получили бы более весомое представительство.