Site icon Companion UA

Лихтенштейнские потрясения

Скандал вокруг налоговой аферы экс-шефа Deutsche Post Клауса Цумвинкеля может перекроить оффшорную карту Европы.


Ничто не предвещало беды. Харизматичный и талантливый потомственный мультимиллионер доктор Клаус Цумвинкель мирно грелся в лучах собственного финансового благополучия и заслуженной славы выдающегося топ-менеджера современности. Ведь именно он, бессменный председатель правления Deutsche Post в течение 18 лет, превратил эту неповоротливую бюрократическую махину в современный концерн, включенный в биржевые листинги и конкурирующий с мировыми лидерами в сфере логистики и курьерских услуг.


Гром грянул холодным туманным утром 14 февраля 2008 г., когда г-н Цумвинкель в сопровождении прокурора покинул свою роскошную виллу в Кельне, чтобы сесть в полицейский «Мерседес». А уже через несколько часов прокуратура заявила, что Клаус Цумвинкель подозревается в сокрытии налогов на сумму около миллиона евро путем вложения средств в фонды Лихтенштейна. День святого Валентина был основательно испорчен как почтовому магнату, так и многим его товарищам по несчастью – ведь, как обнаружится позже, в одной с ним лодке оказались сотни налоговых нарушителей из разных стран.


Выписанный ордер на арест не был приведен в исполнение благодаря внушительному залогу и добровольному признанию подозреваемого. К вечеру того же дня г-н Цумвинкель заявил, что правление Deutsche Post во главе с председателем полностью дееспособно и продолжает работу в обычном режиме. А уже на следующий день он подал прошение об отставке с постов председателя правления Deutsche Post и председателя наблюдательного совета Deutsche Telekom. Ходатайство было незамедлительно удовлетворено.


До объявления приговора Клаус Цумвинкель, гражданин образцово-правового государства, считается невиновным. Но чтобы оградить себя и свою семью от публичного морального истязания, он нанял в качестве кризис-менеджера бывшего руководителя коммуникационной службы RWE Дитера Швеера, который ранее преуспел в сохранении имиджа СЕО Deutsche Bank Йозефа Аккерманна во время судебного процесса по иску концерна Mannesmann. Несмотря на то что Аккерманн в свое время оказался на скамье подсудимых, ему удалось выйти сухим из воды, и сейчас он по-прежнему комфортно восседает в пантеоне финансовых богов. У Цумвинкеля также есть шанс, но поднявшиеся вокруг него волны распространились уж чересчур далеко, попав в резонанс с нарастающим недовольством граждан Германии своей бесстыдно богатой бизнес-элитой, с одной стороны, и стремлением ЕС к налоговой непорочности – с другой.


Броня банковской тайны пробита
Вытряхнул из шкафа скелеты налоговых прегрешений мировой бизнес-элиты бывший сотрудник лихтенштейнского банка LGT, уволенный оттуда еще в 2002 г. По сообщениям прессы, он в течение достаточно длительного периода пытался сбыть государственным органам сразу нескольких стран ворованную секретную банковскую информацию о держателях многомиллионных счетов. На контакт с ним пошла только Федеральная разведывательная служба Германии (БНД), которая, убедившись в достоверности информации, с разрешения министерства финансов еще в 2006 г. уплатила затребованные 4,6 млн. евро. Больше года материалы бродили по бюрократическим каналам: из федеральной налоговой администрации в налоговую администрацию земли Северный Рейн-Вестфалия, оттуда – в налоговую администрацию г. Бохум. Именно здесь и выписали ордер на обыск жилища шефа Deutsche Post, так как наконец-то было получено документальное подтверждение типичной налоговой аферы, которую было легко заподозрить, но трудно доказать. В качестве основания для обыска указано обнаружение фонда, почтовый адрес которого совпадает с адресом итальянской «хатынки» Клауса Цумвинкеля. В этот фонд через лихтенштейнский банк поступили 12 млн. евро, вырученных от продажи десяти частных фирм, принадлежавших семье Цумвинкель.


Лихтенштейн славится своим строгим отношением к банковской тайне и либеральным законодательством относительно частных фондов, которое предполагает их скромное налогообложение (менее 10%) и позволяет им осуществлять прямые выплаты в пользу учредителей и членов их семей. Выгодное географическое положение и официальный немецкий язык превратили «налоговый оазис» Лихтенштейн в Мекку для немцев, укрывающихся от налогов, которые набивали местные фонды всевозможными способами: от замысловатых цепочек банковских операций до примитивной наличности. Так длилось годами, и любые попытки извне выяснить имена владельцев фондов разбивались о броню банковской тайны. И вот какой-то мелкий воришка вытряхивает все наружу… А ведь банк LGT принадлежит не кому-нибудь, а августейшей семье княжества Лихтенштейн.


Трудно переоценить масштабы катастрофических последствий утечки информации из LGT как для европейской бизнес-элиты, так и для морального и экономического статуса княжества Лихтенштейн. Поэтому принц-регент Алоис лично ринулся к канцлеру Германии Ангеле Меркель, увещевая ее не давать хода компромату, добытому незаконным и аморальным путем. Параллельно правительство Лихтенштейна разослало запросы знатным профессорам и адвокатским конторам с целью получить соответствующую юридическую оценку действиям БНД в ходе приобретения обвинительных материалов. Но канцлер с прохладцей приняла наследника престола, дескать, Германия ожидает, что Лихтенштейн наконец прекратит пособничать налоговым преступникам. Да и БНД чувствует себя уверенно, ведь цель оправдывает средства – особенно, если она уже достигнута. В конце концов, должно же правовое государство иметь возможность общаться с нарушителями закона на доступном им языке.


Гробница фараонов
По выражению одного из экспертов, попавшая в руки налоговиков база данных грозит превратиться в настоящую «гробницу фараонов» – в ней содержатся данные и движениях по счетам, платежные поручения и вся переписка с банком более сотни VIP-персон, на счетах которых лежат десятки миллионов евро. Не дожидаясь особого приглашения, финансовые воротилы, имеющие причастность к лихтенштейнским фондам, толпами повалили в налоговую с повинной. Налоговики сверяют данные добровольных показаний со списками банка и следят за тем, чтобы против каждого налогового грешника было возбуждено дело. Тем не менее налоговые следователи пока недовольны: они уверены, что налоговые инспекции на местах замалчивают некоторые признания, особенно если речь идет о лицах, не значащихся в списках LGT.


Следствие по делу владельцев лихтенштейнских фондов было открыто не только в ряде европейских государств. В Австралии обыскали 20 подозреваемых. Налоговая служба США заявила, что инициирует расследование против более 100 держателей счетов в Лихтенштейне. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Великобритания, Италия, Испания, Франция, США, Канада, Австралия и Новая Зеландия договорились объединить свои действия для расследования против нерадивых налогоплательщиков, вознамерившихся спрятать свои денежки в штольнях лихтенштейнских фондов. Сведущие люди прозрачно намекают, что в ближайшее время можно ожидать сюрпризов не только относительно отдельно взятых личностей, но и некоторых крупных финансовых институтов (особенно из Австрии и Швейцарии), имеющих прямое отношение к лихтенштейнским фондам.


Лучшая радость
Злорадство – лучшая радость, гласит немецкая народная мудрость. Добропорядочные немецкие бюргеры, уныло несущие на своих плечах тяжкий налоговый груз, давно подозревали лидеров своей экономики в двуличии, особенно когда те начинали призывать к реформам и шоковой терапии. Угнетенные ростом цен и отсутствием пропорционального повышения зарплаты, они смутно догадывались, что как-то не сполна участвуют в распределении создаваемого ими национального продукта. Их все больше раздражали кичливые многомиллионные бонусы топ-менеджеров, о которых злорадно докладывала пресса. И надо же было Клаусу Цумвинкелю именно в этот исторический момент проколоться на налогах! Тому, кто в 2006 г. получил 2,9 млн. евро зарплаты. Неужели ему не хватало? В итоге праведный народный гнев впервые в истории объединенной Германии привел прокоммунистическую Левую партию в земельные парламенты.


Злорадствует и налоговая служба Германии, которая еще в 2002 г. оценивала утечку необложенных налогами средств в 300 млрд. евро. Присоединение Австрии и Люксембурга к ЕС сделало эти страны менее привлекательными для налоговых нарушителей, а вот счета в Швейцарии и Лихтенштейне начали наполняться еще быстрее. Теперь фискальные органы пользуются случаем, чтобы ужесточить налоговое законодательство, повысить штрафы и усилить контроль. Отныне граждане Германии обязаны декларировать свои денежные переводы в адрес Лихтенштейна, а при отсутствии декларации средства будут облагаться внутренними налогами автоматически.


В Брюсселе министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк инициировал дебаты с целью иссушения налоговых оазисов Европы: не только Лихтенштейна, но и, например, британских островов в Ла-Манше. Штайнбрюк добивается активизации автоматического обмена информацией о вкладчиках между банками на территории ЕС и распространения прямого обложения прогрессивным налогом до 35% при перечислении средств за рубеж на анонимные депозитные счета на все страны и виды финансовых институтов (до сих пор фонды и трасты были исключением не только в Лихтенштейне, но и в Великобритании и Ирландии). 

Exit mobile version