Нынешний «ГогольFest» удивил театральной мощью. Три ударные постановки открыли фестиваль.
Считается, что современное искусство не должно даваться легко. Даже зрителю. Вот и «ГогольFest 2008» не стал уютным светским мероприятием с мягкими креслами и теплым буфетом. Каждый вечер настойчивость публики испытывалась в толпе перед входом, а любовь к искусству закалял холодный зал «Мистецького арсеналу». Чтобы избежать напрасных волнений, с этим стоило смириться заранее, и к неудобствам отнестись как к очередному перфомансу. Ведь все постановки были достойны того, чтобы смотреть их даже стоя.
Театр конструкций. Самым первым символом Иисуса Христа была рыба («рыба» – в переводе с древнегреческого слова «ихтис»). Первые христиане «спрятали» в нем аббревиатуру опасного на тот момент утверждения: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Три переплетенные рыбы изображали Троицу, а вода обозначала христианское учение. Таким образом, только в воде-учении могли спастись рыба-Иисус и рыбы-ученики.
Для просмотра постановки «Мокрая свадьба» в исполнении «Русского инженерного театра «АХЕ» знать перечисленное выше было совсем необязательно. Когда ты видишь на сцене двух хасидов и большую форель в деревянном ящике, и так понятно, что дело серьезное. В течение всего спектакля хасиды молча женили двух молодых людей, следуя временами жесткому, а иногда смешному ритуалу. Хотя мы уже давно не помним значений древних ритуалов и символов, но при случайном столкновении с ними возникает ощущение легкой щекотки в области подсознания.
Театр скандала. Зиму 1950-1951 гг. Александр Солженицын провел в одном из лагерей Северного Казахстана. Именно в лагере он задумался над тем, как рассказать о жизни советского заключенного. «По сути достаточно описать всего один день, – решил Солженицын. – Притом день самого простого работяги, и в этом отразится вся наша жизнь». Так в 1959 г. появилась знаменитая повесть «Один день Ивана Денисовича».
В 2003-м «репрессированную душу» Ивана Денисовича призвал к себе на службу украинский театральный режиссер Андрей Жолдак-Тобилевич IV. В биографии Жолдака было время, когда он выгонял «теток с огромными начесами на голове» из зрительного зала харьковского театра им. Шевченко. Своими постановками он намеренно провоцировал скандалы. Возмутился и Александр Исаевич, который не видел спектакля, но был против несанкционированного захвата трех страниц текста и названия повести. Однако молодежная аудитория «ГогольFest» приветствовала «Один день Ивана Денисовича» аплодисментами. Видимо, театральная революция Жолдака пока еще не выдохлась.
Театр тела. В 1970-х изобретатель медитационных техник для нервных людей Запада Ошо Раджниш придумал метод очищения ума, который называется No Mind. Суть его довольно проста: когда вас совсем одолеют скверные мысли, нужно включить специальную музыку, стать посреди комнаты и попытаться выразить свой внутренний шум с помощью бессвязных звуков и спонтанных телодвижений. Это временное сумасшествие помогает избавиться от лишнего напряжения и обрести внутреннее спокойствие.
В 1988 г. спокойный и уравновешенный человек по имени Антон Адасинский, восемь лет выступавший в труппе Вячеслава Полунина «Лицедеи», основал студию DEREVO, которая стала работать в жанре physical theatre (театр тела).
И Ошо, и Адасинский наверняка знали, что тело человека всегда реагирует на внутреннее состояние своего хозяина. А повторяющиеся эмоции как бы «консервируются» в виде напряжения мышц. Многие из нас так никогда и не откроют эти «консервы», поэтому нам удивительно наблюдать, как это делают профессионалы. Перфоменс «Волчье танго» от DEREVO – лишь небольшая часть того, за что труппа получала множество призов.