Компании, которые вдохновляют. Индустриальная молочная компания

В настоящее время Индустриальная молочная компания (ИМК) представляет собой аграрный холдинг. Свою историю ведет с 2007 г. Специализируется на выращивании зерновых, кормовых, масличных культур и картофеля, на производстве молока.

Владелец компании – Industrial Milk Company S.A. (Люксембург), которую контролирует Александр Петров (в настоящее время является председателем наблюдательного совета). Небольшие пакеты акций принадлежат топ-менеджерам компании.

В апреле 2011 г. провела IPO на Варшавской фондовой бирже (WSE), разместив 23,9% акций и получив $29,7 млн.

Производственные активы находятся в Полтавской, Черниговской и Сумской областях.

Развитие идеи

Александр Петров, основатель компании, по образованию военный врач. В 1995 г. после увольнения в запас начал предпринимательскую деятельность. Вместе с братом Игорем первый капитал заработал в Энергия-Инвест, занимавшейся посредническими операциями с электроэнергией.

В 1998 г. приобрел с партнерами Кременчугский молокоперерабатывающий завод. За следующие четыре года модернизировал его, запустил бренд «Кремез» и в 2003-м все продал российской Unimilk Group. Вырученные деньги (по неофициальной информации – около $5 млн.) были вложены в создание корпорации Клуб сыра. Пять последующих лет она быстро росла и превратилась в одного из крупнейших производителей сыра в Украине.

В начале 2006 г. у компании начались трудности: Россия запретила импорт животноводческой продукции из Украины, IFC отказала в кредитной линии на $50 млн. Но Александру Петрову удалось быстро найти покупателей активов – им стала российская Ренессанс Капитал, в то время живо интересовавшаяся украинским продовольственным рынком. Закрытие сделки и окончательный выход Петрова из компании были сложными. Но в конечном итоге ему удалось в 2007 г. получить свои $110 млн. (по другим данным – $200 млн.).

Передав Ренессансу активы, А. Петров сохранил за собой управляющую компанию ЗАО Клуб сыра, которую и переименовал в Индустриальную молочную компанию. Вырученные средства вложил в молочные заводы и фермерские хозяйства, в частности, в молочное животноводство.

Название компании говорит о том, что первоначально планировалось работать в отрасли молочного животноводства. Речь шла о строительстве животноводческих комплексов (на 200 тыс. коров), общая мощность которых должна была составить 2 млн. т молока в год. Стоимость инвестиционного проекта в общей сложности оценивалась в $2 млрд., при этом 80% от этой суммы должны были составить заемные средства иностранных банков, а 20% – собственные средства. По поводу того, почему решено привлекать кредитные средства, а не продать пакет акций компании, Петров заявлял, что дешевле привлечь деньги и заплатить их стоимость, чем отдавать корпоративные права.

Но практически ничего из «молочного» плана реализовано не было, да и отношение к продаже корпоративных прав пришлось изменить. В 2008 г. иностранным банкам было уже не до финансирования проектов в Украине, тем более что и перспективы молочного бизнеса в стране не позволяли надеяться на скорый возврат инвестиций даже при оптимистичном варианте развития отрасли. Поэтому для ИМК молочное направление сейчас является фактически поддерживающим (хотя руководство заявляет, что при появлении инвестора готово вернуть его в разряд приоритетных).

Ставку же сделали на развитие производства зерновых и картофеля как на более маржинальные виды деятельности. Особая роль отводится картофелеводству, рентабельность которого сопоставима с выращиванием зерновых, а конкуренция в сегменте гораздо ниже. Построены новые современные хранилища, расширяются площади выращивания, заключаются договоры с оптовыми покупателями.

Не исключено, что со временем компания добавит к картофелю и другие овощи (морковь, свеклу и проч.), к которым применимы те же технологии выращивания и сберегания, что и к нему.

Привлечение средств

При подготовке к IPO компания рассчитывала получить до $82,5 млн. ($95 млн. в случае реализации опциона «грин-шу»), продав инвесторам 34,8% акций увеличенного капитала. Но спрос на акции оказался пониженным, поэтому удалось разместить только 23,9% (отчасти это объясняется тем, что практически в то же время IPO на WSE проводила другая украинская аграрная компания – KSG Agro).

Тем не менее эксперты высоко оценили успешность этого размещения. Так, мультипликатор EV/EBITDA оказался равным 7,4, что выше, чем у многих других украинских сельскохозяйственных компаний. ИМК была оценена примерно по $2,6 тыс. за гектар, что довольно дорого. Аналитики считают, что на успех размещения повлияло наличие у компании молочного бизнеса и ориентация на вертикальную интеграцию, а также хорошие финансовые показатели. Например, в 2010 г. уровень финансового левериджа упал с 40 до 18%, а доходы выросли на 72% с сохранением высокой маржи EBITDA в 56%.

В июле 2012 г. ООО Бурат-Агро, входящее в группу ИМК, разместило облигации на 200 млн. грн., срок обращения которых – до 26 июня 2014 г. Купонная ставка установлена на уровне 14% годовых.

Индустриальный подход к производству

Земли, на которых работает ИМК, расположены в одних из лучших с точки зрения плодородия и климатических условий регионах. Поля компании находятся достаточно близко друг к другу – на расстоянии порядка 20 км. Это дает возможность увеличить операционную эффективность и добиться уменьшения затрат путем оптимизации использования людских и технических ресурсов.

Компания использует современные сельскохозяйственные технологические приемы. Так, на ее полях широко применяются технологии no-till и mini-till, что означает: земля не обрабатывается или поддается минимальной обработке. В результате требуется меньше часов машинозатрат на гектар, и в земле сберегается больше влаги, что повышает урожайность.

Использование геоинформационных систем и GPS позволяет осуществлять посевную и уборочную кампании с большей точностью, что способствует уменьшению потребления горючего и сокращению расхода семян.
Производство молока сейчас уже не является главным для ИМК, но молочное животноводство занимает важное место в ее бизнесе. Дело в том, что в отличие от продаж сельхозпродукции, имеющих ярко выраженный сезонный характер, реализация свежего молока обеспечивает стабильные финансовые поступления в течение всего года, что позволяет компании покрывать свои общие и административные, а также другие операционные расходы.

Компания использует только собственные хранилища продукции, расположенные вблизи районов ее производственной деятельности. Их мощности на 100% удовлетворяют потребности компании. 85% хранилищ для картофеля оборудованы системами контроля климата. Это дает возможность продавать продукцию в течение всего года, что значительно уменьшает негативное влияние сезонного спада цен и риски, связанные с физической потерей урожая. Избыток мощностей используется для предоставления услуг третьим лицам по хранению сельхозпродукции, что для компании является дополнительным источником заработка.

Залишити відповідь