Site icon Companion UA

Фейслифтинг и рестайлинг

Несмотря на бурный рост автомобильного рынка, некоторым его участникам приходится не только думать о корректировке бизнес-модели, но и заниматься этим.


По данным AUTO-Consulting, за I квартал нынешнего года зафиксировано 70%-е увеличение продаж автомобилей. Но во многом такой результат объясняется тем, что в январе-феврале дилеры активно распродавали прошлогодние остатки. В марте запасы иссякли, и продажи выросли «всего» на 40%. По итогам года ожидается 60-65%.


Эта цифра достаточно условна, потому как вступление страны в ВТО привело к тому, что в настоящее время сложилась в значительной степени неопределенная ситуация с ценами. С одной стороны, снижение пошлин должно привести к снижению цен и некоторые импортеры («Виннер Импортс Украина», «Илта», АИС, «Авто Интернейшнл», «Автомобильная группа VIPOS») уже о нем объявили. Но с другой стороны, мировые автопроизводители внимательно следят за уровнем цен на отдельных рынках и вполне могут повысить отпускные цены для Украины.


Как член ВТО Украина должна устанавливать одинаковые условия для всех экспортеров, поэтому российские автомобили при ввозе должны облагаться теми же пошлинами и налогами, что действуют для продукции из дальнего зарубежья (сейчас ВАЗы и их «соотечественники» ввозятся с нулевой пошлиной). В результате они могут подорожать на 12%, что может повлечь за собой ценовую цепную реакцию, так как на ВАЗы при ценообразовании ориентируются производители и продавцы многих марок.



Кроме того, автомобили дорожают из-за резкого роста цен на металл, увеличения транспортных затрат и т. п. Продолжается и автомобильная инфляция, приводящая к тому, что каждая новая модель становится минимум на 10% дороже своей предшественницы.


Не все ясно и с покупательной способностью населения: в стране двухзначная инфляция, банки сокращают объемы потребительского кредитования и ухудшают его условия.


А тут еще Нацбанк решил наконец укрепить национальную валюту, одномоментно обвалив доллар почти на 4%. Последствия этого решения для экономики и потребителей могут быть самыми разными.



С утратой льгот автопроизводителями и введением 10% пошлины на импортные авто, простая SKD-сборка автомобилей становится как минимум малорентабельной Поэтому вполне вероятно, что часть сборочных программ будет сворачиваться с соответствующим возрастанием импорта готовых машин. В результате цены могут вырасти на 5-6%.



Но как бы то ни было, понятно, что рост рынка будет замедляться и его участникам придется все чаще задумываться о перепрофилировании или расширении модели своего бизнеса. Производственникам – о расширении числа операций, чтобы оставлять у себя большую часть добавочной стоимости, чем сейчас. Не помешает им и углубление сотрудничества с иностранными компаниями: производителями авто, комплектующих, финансовыми инвесторами. Но в этой сфере далеко не все зависит от желания самих компаний – велика роль государства.


В финансировании остро нуждаются продавцы автомобилей. Им нужны средства для расширения своих сбытовых сетей, развития технического сервиса и смежных услуг. Занявшись этим, они присоединяться к мировой тенденции, согласно которой дилеры получают основной доход именно от сервиса, а не от продаж готовых машин.


Будет происходить и укрупнение отечественных игроков авторынка, превращение его лидеров в производственно-торгово-финансовые структуры. По такому пути уже сейчас решительно идут «УкрАвто», АИС, «Богдан», «Атолл Холдинг». 








Рынок расходится в оценке перспектив


Владислав Голумбиевский, генеральный директор CA Automotive:
– Бытует мнение, что люди перестали покупать автомобили и ждут изменения цен после вступления в ВТО, однако это не так. Подтверждением стал очередной рекорд продаж новых авто – в апреле этого года было продано 61 тыс. ед. Мы не отрицаем, что вступление Украины в ВТО приведет к изменениям на рынке. Многие надеются на снижение таможенных пошлин, но при этом не принимается во внимание высокий уровень инфляции, повышение цен на сырье (металл), комплектующие к автомобилям. Расходы на транспортировку из-за стоимости топлива также растут. Все это не позволяет надеяться на подешевение машин.


Геннадий Четверухин, коммерческий директор «Хюндай Моторс Украина»:
– Цена среди прочего определяется спросом на автомобиль, а спрос сейчас колоссальный. Поэтому снижения цен мы не предполагаем. Вполне возможно, что при вступлении в ВТО количество производителей в Украине увеличится, то есть некоторые импортеры или дистрибьюторы перейдут в другой статус. Вместе с тем может кардинально поменяться ситуация для серых дилеров: большинство из них просто прекратят свое существование. Вполне возможно, что изменится и ситуация на рынке секонд-хэнда, причем кардинально: будут сняты возрастные ограничения для автомобилей и огромное количество, мягко говоря, хлама приедет в Украину. Попытки законодательного регулирования в данной ситуации уже имели место, однако они были пресечены достаточно жесткими нормами ВТО. Все же наверняка будут предприняты заградительные меры и наиболее реальные из них – введение обязательных экологических норм – Евро-4 или, по крайней мере, Евро-3.


Марина Яковлева, генеральный директор ООО «Еврокар»:
– На деятельность и планы развития завода «Еврокар» вступление Украины в ВТО не повлияет никоим образом. На текущий момент предприятие только перевыполняет свои планы, и в дальнейшем будет развиваться, как и заявлялось ранее.


 


 


Роман Кузьмин, генеральный менеджер департамента продаж «Тойота Украина»:
– Мы считаем, что вступление в ВТО положительно отразится на нашем бизнесе. Будут общие правила игры для всех участников и автомобили станут доступнее покупателям. Вместе с тем у Toyota нет планов начать сборку в Украине. Нет поставщиков комплектующих, инфраструктуры для их появления и емкость рынка недостаточная для производства. Полномасштабное производство имеет смысл, когда емкость рынка для одной модели находится в пределах 60-80 тыс. авто в год. Пока у нас таких моделей нет.

Exit mobile version