Несмотря на бурный рост автомобильного рынка, некоторым его участникам приходится не только думать о корректировке бизнес-модели, но и заниматься этим.
Эта цифра достаточно условна, потому как вступление страны в ВТО привело к тому, что в настоящее время сложилась в значительной степени неопределенная ситуация с ценами. С одной стороны, снижение пошлин должно привести к снижению цен и некоторые импортеры («Виннер Импортс Украина», «Илта», АИС, «Авто Интернейшнл», «Автомобильная группа VIPOS») уже о нем объявили. Но с другой стороны, мировые автопроизводители внимательно следят за уровнем цен на отдельных рынках и вполне могут повысить отпускные цены для Украины.
Как член ВТО Украина должна устанавливать одинаковые условия для всех экспортеров, поэтому российские автомобили при ввозе должны облагаться теми же пошлинами и налогами, что действуют для продукции из дальнего зарубежья (сейчас ВАЗы и их «соотечественники» ввозятся с нулевой пошлиной). В результате они могут подорожать на 12%, что может повлечь за собой ценовую цепную реакцию, так как на ВАЗы при ценообразовании ориентируются производители и продавцы многих марок.
Кроме того, автомобили дорожают из-за резкого роста цен на металл, увеличения транспортных затрат и т. п. Продолжается и автомобильная инфляция, приводящая к тому, что каждая новая модель становится минимум на 10% дороже своей предшественницы.
Не все ясно и с покупательной способностью населения: в стране двухзначная инфляция, банки сокращают объемы потребительского кредитования и ухудшают его условия.
А тут еще Нацбанк решил наконец укрепить национальную валюту, одномоментно обвалив доллар почти на 4%. Последствия этого решения для экономики и потребителей могут быть самыми разными.
С утратой льгот автопроизводителями и введением 10% пошлины на импортные авто, простая SKD-сборка автомобилей становится как минимум малорентабельной Поэтому вполне вероятно, что часть сборочных программ будет сворачиваться с соответствующим возрастанием импорта готовых машин. В результате цены могут вырасти на 5-6%.
Но как бы то ни было, понятно, что рост рынка будет замедляться и его участникам придется все чаще задумываться о перепрофилировании или расширении модели своего бизнеса. Производственникам – о расширении числа операций, чтобы оставлять у себя большую часть добавочной стоимости, чем сейчас. Не помешает им и углубление сотрудничества с иностранными компаниями: производителями авто, комплектующих, финансовыми инвесторами. Но в этой сфере далеко не все зависит от желания самих компаний – велика роль государства.
В финансировании остро нуждаются продавцы автомобилей. Им нужны средства для расширения своих сбытовых сетей, развития технического сервиса и смежных услуг. Занявшись этим, они присоединяться к мировой тенденции, согласно которой дилеры получают основной доход именно от сервиса, а не от продаж готовых машин.
Будет происходить и укрупнение отечественных игроков авторынка, превращение его лидеров в производственно-торгово-финансовые структуры. По такому пути уже сейчас решительно идут «УкрАвто», АИС, «Богдан», «Атолл Холдинг».
Рынок расходится в оценке перспектив
|