Серый импорт в малых дозах полезен рынку, так как не позволяет официальным поставщикам «бронзоветь».
Серый импорт – это поставки продукции по каналам, не согласованным с производителем. Его еще часто называют «параллельный импорт». Явление это характерно для многих рынков.
Почему возникает желание приобретать товар не у официального представителя? Причин тому может быть несколько:
- доступность моделей – производитель исходя из своих соображений может просто не поставлять в конкретную страну отдельные модели;
- сроки выхода – как правило, новинки сначала поступают в продажу в США и на некоторые другие рынки, иные же страны часто снабжаются по остаточному принципу;
- конфликт в канале, примером которого может быть непонимание региональными офисами самого производителя относительно того, кто имеет право работать в той или иной стране;
- цена – на отдельных рынках товар стоит настолько дешево, что, учитывая стоимость доставки и таможенное оформление, цена остается конкурентной.
В ряде стран созданы национальные ассоциации параллельных импортеров. Они не только отстаивают свое право на свободу торговли, но и берут на себя обязанности бороться за права потребителей, обращающихся к серым каналам, прежде всего за предоставление полноценного гарантийного обслуживания.
На украинском авторынке говорить о гарантийном обслуживании от серого поставщика не приходится, а заводская гарантия на такие машины не распространяется. Рисковать потребителей обычно заставляет разница в цене при покупке. Чистоту жанра идеи параллельного импорта нарушает и тот факт, что серые поставщики явно грешат с сертификацией некоторых моделей и подготовкой автомобилей к украинским условиям эксплуатации. И если поставщик начнет предоставлять полноценную гарантию, потратится на сертификацию, предпродажную подготовку, дорожный ассистанс, то цена у него может оказаться не ниже, чем у официального поставщика. Тем более если таможенники начнут работать по принципам незабвенного Верещагина из «Белого солнца пустыни», которому «за державу обидно».
Государство время от времени проводит показательные акции, отлавливая оборотней в погонах на таможне и в ГАИ, перекрывает некоторые легальные варианты занижения таможенной стоимости автомашин. Из последних новаций – с 1 августа 2008 г. будут изменены правила регистрации переоборудованных транспортных средств. Чтобы поставить такой автомобиль на учет в ГАИ, необходимо будет предъявить документы на все его детали, оформленные таможенными органами с подтверждением факта уплаты налогов, сборов и пошлин. Считается, что новые правила ликвидируют схему ввоза разукомплектованных машин. По данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), за девять месяцев 2007 г. в Украину было импортировано 23 тыс. таких авто. При этом, например, Nissan Tiida и Toyota Prado проходили таможенное оформление по стоимости $3,5 тыс. и $7,5 тыс. соответственно, в то время как их официальная стоимость составляет $20-25 тыс. и $50-60 тыс. Эксперты убеждены, что со временем появятся новые схемы – слишком уж велик соблазн.
Не даст окончательно посветлеть рынку и сохраняющийся дефицит на многие популярные модели. Причем этот дефицит фактически запланирован. Так, на 2008 г., к примеру, украинская квота (по данным компании «Винер») на Jaguar XF составляет 120-150 машин. И их точно не хватит, как и Peugeot 4007, при квоте 250 автомобилей.