Рост платежеспособного спроса на услуги обучения иностранным языкам привлекает на отечественный рынок международные сети школ. Например, агрессивные планы имеет Speak Up.
Выход международных компаний на украинский рынок, активное сотрудничество с партнерами из других стран – все это обусловливает рост спроса на изучение языка как со стороны физических лиц, так и корпоративных заказчиков. Также не стоит забывать о Евро-2012 – событие повлияет на увеличение спроса коммерческими структурами и приведет на рынок новый сегмент – сотрудников государственных служб, к примеру милиции», – рассказывает Светлана Швыдун, генеральный директор школы английского языка Speak Up.
Сеть Speak Up появилась в Украине не так давно, но повела себя на рынке достаточно агрессивно. К выходу на украинский рынок компания приступила после освоения нескольких стран Европы и Южной Америки (Аргентины, Италии, Испании, Германии, Польши и др.). В данный период в столице работают два учебных заведения, но в планах на этот год – открыть еще три школы в Киеве и выйти в регионы. Инвестиции в развитие на украинском рынке до конца 2009 г. должны составить около 5 млн. евро. Вкладывать столько денег в обучение украинцев английскому языку компанию подталкивает перспективность нашего рынка. В Европе предложения такого рода уже превышают спрос, а в нашей стране спрос ежегодно увеличивается на 20-30%.
Доморощенные школы не для «яппи»
В соперниЧестве отечественных школ иностранных языков с зарубежными сетями последние пока количественно проигрывают. «Есть много сетевых европейских школ, которые, освоив собственные рынки, сейчас присматриваются к Украине, России, Китаю и т. д. В данный момент международные школы представлены на рынке Украины в небольшом количестве. Это International House, British Council, Speak Up, но, думаю, в ближайшие годы возможен выход на рынок еще ряда таких учебных заведений. Если это состоится, то, с точки зрения доли рынка, перераспределение произойдет, конечно же, в пользу сетевых игроков, поскольку они имеют больший маркетинговый бюджет и более агрессивны при привлечении клиентов, работают по отработанной методике, обеспечивают высокий уровень сервиса и действительно дают ощутимый результат своим клиентам», – говорит Светлана Швыдун.
Основной аудиторией зарубежных сетевых школ является работающая молодежь. Так называемые «яппи» и формируют основной спрос на рынке услуг изучения языка для взрослых. Ориентирована данная аудитория на школы среднего и премиального ценовых сегментов (ежемесячная оплата услуг которых составляет 80-$120 и выше $120 соответственно). Подобного уровня игроков на рынке не более десяти, и каждый стремится отличиться от конкурентов на свой манер. К примеру, Speak Up сделала своими особенностями гибкий график обучения и гарантию эффективности. Так, если студент не сдает финальный тест на 75% и выше, то он получает возможность пройти весь курс еще раз бесплатно.
Исходя из портрета целевой аудитории школы стараются сформировать наиболее подходящий портфель услуг и программ. На данный момент основной тенденцией образовательного рынка страны является востребованность специализированных программ. «Программы по обучению бизнес-английскому сегодня наиболее популярны, – поведала Татьяна Коваленко. – Много внимания уделяется специальным программам, из которых стоит особенно выделить «Юридический английский», «Маркетинг», «Менеджмент».
Кроме этого, к характерным потребностям клиентов можно отнести то, что на первое место по значимости выходит эффективность обучения, а не его стоимость. Конечно, эффективности хотели всегда, но сейчас больше желающих и готовых платить за нее.
Это обостряет проблему подбора преподавательского состава – как украинских педагогов, так и носителей языка. Руслан Нынык, руководитель образовательного проекта Green Forest: «Сегодня пытаются разработать онлайновые программы, а также поменять политику набора персонала в связи с отказом от учителей старой школы».
В регионы за сотрудниками филиалов
Однако в регионах сети сталкиваются с теми же сдерживающими факторами, что и в столице. Светлана Швыдун: «Во-первых, региональный рынок пока, на мой взгляд, не готов платить за обучение столько, сколько могут позволить себе жители столицы. Во-вторых, бизнес обучения языку не требует больших стартовых инвестиций, потому и в регионах, и в Киеве существует много небольших школ, качество услуг которых не всегда находится на должном уровне, а стоимость – на уровне $30-40 в месяц (нижний ценовой сегмент). Как правило, они экономят на аренде и проводят занятия в общеобразовательных школах либо в арендованных квартирах, учителям предлагают невысокие заработные платы, экономя на комфорте для учеников и на уровне преподавателей. Но такого рода учебные заведения оттягивают на себя часть аудитории».
Расчет на опыт и гарантии Кто. Speak UP – сеть школ английского языка, представленная в семи странах Европы и Южной Америки. К примеру, в Польше существует 25 таких учебных заведений. В Украине на данный момент работают две школы сети – в Киеве. |