Site icon Companion UA

Уроки языкознания

Рост платежеспособного спроса на услуги обучения иностранным языкам привлекает на отечественный рынок международные сети школ. Например, агрессивные планы имеет Speak Up.


Выход международных компаний на украинский рынок, активное сотрудничество с партнерами из других стран – все это обусловливает рост спроса на изучение языка как со стороны физических лиц, так и корпоративных заказчиков. Также не стоит забывать о Евро-2012 – событие повлияет на увеличение спроса коммерческими структурами и приведет на рынок новый сегмент – сотрудников государственных служб, к примеру милиции», – рассказывает Светлана Швыдун, генеральный директор школы английского языка Speak Up.


Сеть Speak Up появилась в Украине не так давно, но повела себя на рынке достаточно агрессивно. К выходу на украинский рынок компания приступила после освоения нескольких стран Европы и Южной Америки (Аргентины, Италии, Испании, Германии, Польши и др.). В данный период в столице работают два учебных заведения, но в планах на этот год – открыть еще три школы в Киеве и выйти в регионы. Инвестиции в развитие на украинском рынке до конца 2009 г. должны составить около 5 млн. евро. Вкладывать столько денег в обучение украинцев английскому языку компанию подталкивает перспективность нашего рынка. В Европе предложения такого рода уже превышают спрос, а в нашей стране спрос ежегодно увеличивается на 20-30%.


Доморощенные школы не для «яппи»
В соперниЧестве отечественных школ иностранных языков с зарубежными сетями последние пока количественно проигрывают. «Есть много сетевых европейских школ, которые, освоив собственные рынки, сейчас присматриваются к Украине, России, Китаю и т. д. В данный момент международные школы представлены на рынке Украины в небольшом количестве. Это International House, British Council, Speak Up, но, думаю, в ближайшие годы возможен выход на рынок еще ряда таких учебных заведений. Если это состоится, то, с точки зрения доли рынка, перераспределение произойдет, конечно же, в пользу сетевых игроков, поскольку они имеют больший маркетинговый бюджет и более агрессивны при привлечении клиентов, работают по отработанной методике, обеспечивают высокий уровень сервиса и действительно дают ощутимый результат своим клиентам», – говорит Светлана Швыдун.


Всего организованных «учителей» на рынке страны около 500 человек (при наличии массовой частной практики репетиторства). При этом большая часть школ являются «доморощенными». Именно такая категория игроков рынка вызывает много нареканий у экспертов. Однако не только она. Татьяна Коваленко, директор по обучению языкового центра А.В.С.: «Украинский рынок пока еще недостаточно насыщен сетевыми европейскими школами. Проблема в том, что учебные заведения, единично представленные на нашем рынке, не всегда могут гарантировать ожидаемое качество обучения и соответственно конкурировать с украинскими компаниями. Если сетевые школы будут соблюдать стандарты обучения, то перспективы их развития будут довольно радужные».


Основной аудиторией зарубежных сетевых школ является работающая молодежь. Так называемые «яппи» и формируют основной спрос на рынке услуг изучения языка для взрослых. Ориентирована данная аудитория на школы среднего и премиального ценовых сегментов (ежемесячная оплата услуг которых составляет 80-$120 и выше $120 соответственно). Подобного уровня игроков на рынке не более десяти, и каждый стремится отличиться от конкурентов на свой манер. К примеру, Speak Up сделала своими особенностями гибкий график обучения и гарантию эффективности. Так, если студент не сдает финальный тест на 75% и выше, то он получает возможность пройти весь курс еще раз бесплатно.


Исходя из портрета целевой аудитории школы стараются сформировать наиболее подходящий портфель услуг и программ. На данный момент основной тенденцией образовательного рынка страны является востребованность специализированных программ. «Программы по обучению бизнес-английскому сегодня наиболее популярны, – поведала Татьяна Коваленко. –  Много внимания уделяется специальным программам, из которых стоит особенно выделить «Юридический английский», «Маркетинг», «Менеджмент».


Кроме этого, к характерным потребностям клиентов можно отнести то, что на первое место по значимости выходит эффективность обучения, а не его стоимость. Конечно, эффективности хотели всегда, но сейчас больше желающих и готовых платить за нее.


Это обостряет проблему подбора преподавательского состава – как украинских педагогов, так и носителей языка. Руслан Нынык, руководитель образовательного проекта Green Forest: «Сегодня пытаются разработать онлайновые программы, а также поменять политику набора персонала в связи с отказом от учителей старой школы».


В регионы за сотрудниками филиалов
По оценке Speak Up, емкость украинского рынка обучения иностранным языкам для взрослых составляет $200 млн. в год. Если учитывать обучение детей и индивидуальные занятия с репетиторами, то расходы «на язык» могут быть в два раза больше. При этом сегменту обучения английскому языку принадлежит около 70% общего объема рынка. Рассматривая рынок с точки зрения географического распределения спроса, значительная часть его до недавнего времени закономерно приходилась на столицу. На сегодняшний день и другие города-миллионники становятся интересными сетям школ, работающим в «среднем» и «среднем +» ценовых сегментах. К такому развитию их часто подталкивают запросы корпоративных клиентов. Татьяна Коваленко: «Развитие школ в регионах, как мы считаем, довольно перспективно, поскольку количество компаний, заинтересованных в обучении персонала иностранным языкам в своих региональных представительствах, постоянно растет. Поэтому не последнюю роль при отборе провайдеров по предоставлению преподавательских услуг играет наличие филиалов в регионах».


Однако в регионах сети сталкиваются с теми же сдерживающими факторами, что и в столице. Светлана Швыдун: «Во-первых, региональный рынок пока, на мой взгляд, не готов платить за обучение столько, сколько могут позволить себе жители столицы. Во-вторых, бизнес обучения языку не требует больших стартовых инвестиций, потому и в регионах, и в Киеве существует много небольших школ, качество услуг которых не всегда находится на должном уровне, а стоимость – на уровне $30-40 в месяц (нижний ценовой сегмент). Как правило, они экономят на аренде и проводят занятия в общеобразовательных школах либо в арендованных квартирах, учителям предлагают невысокие заработные платы, экономя на комфорте для учеников и на уровне преподавателей. Но такого рода учебные заведения оттягивают на себя часть аудитории».  







Расчет на опыт и гарантии


Кто. Speak UP – сеть школ английского языка, представленная в семи странах Европы и Южной Америки. К примеру, в Польше существует 25 таких учебных заведений. В Украине на данный момент работают две школы сети – в Киеве.
Цель. До конца года в столице их должно быть пять. Этим летом планируется к открытию еще одна школа в Одессе. До 2009 г. компания намерена присутствовать во всех городах-миллионниках страны.
За счет чего. Отстраиваться на растущем рынке школ иностранных языков в Украине сеть намерена за счет того, что она первой на рынке предложила гарантию эффективности обучения. Окажутся полезными и инвестиции в 5 млн. евро.

Exit mobile version