Виктор Шендерович стал сатириком не потому, что ему больше нечем заняться, а потому, что считает – «надо, как той лягушке, взбивать лапками молоко в масло, иначе мы потонем».
Отлученный властью от телевидения, знаменитый российский сатирик Виктор Шендерович выступает на радио, путешествует по миру с авторскими вечерами и пишет книги, которые издает по одной в год, иллюстрируя этим свою принципиальную установку последовательно реализовать индивидуальный литературно-политический проект. Цель данного проекта – доказать, что творчество сатирика, публичная политика и частная жизнь порядочного человека – это, по существу, одно и то же. Он считает политическую сатиру своей обязанностью перед обществом.
О свободе. Я нуждался в большей свободе и счастлив, что обрел ее. До развала СССР у меня было, по большому счету, два варианта судьбы: либо так называемая кухонная эмиграция (то есть спрятаться от государства и быть свободолюбивым в рамках своей шестиметровой кухни), либо эмиграция настоящая. Появился шанс, а дальше каждый, будь то человек или страна, пользуется им как может. Свобода – вещь обоюдоострая, опасная и нужная далеко не всем, ибо при ней ты сам за себя отвечаешь: делаешь глупости и сам платишь по счетам.
О демократии. При демократии лидер знает, что он не Бог, не царь-батюшка, а наемный менеджер. Плохо работаешь – мы тебе делаем замечание, не понял – увольняем: «Извини, ты нас не устраиваешь, наймем другого – у него программа поинтереснее». Ошиблись? Попросим и этого – только так… Дело ведь не в том, кого персонально выбрали, а в том, что если мы, граждане, проголосовали за этого человека, он должен быть президентом, и точка! Разонравится – переголосуем. Лично я согласен сегодня на любого будущего президента Российской Федерации – любого! Не жду, что у нас вдруг появится кто-то вроде Вацлава Гавела (еще не пришло его время), но очень важно, чтобы он победил по правилам.
О своем деле. Каждый должен заниматься своим делом. Мое – литература, журналистика, публицистика. Многократно и публично мне говорили, чтобы катился в Америку или Израиль: «Тебе тут не нравится? Убирайся!». Но не надо путать (по Салтыкову-Щедрину) отечество и ваше превосходительство. Коль тебе не нравится администрация, немедленно делают вывод, что ты Родину не любишь. Если разделить эти вещи, на душе становится очень легко. Ты просто делаешь свое дело. Собственно, я так и поступаю, и в этом смысле моя жизнь довольно удачно складывается. Имею счастливую привилегию говорить то, что думаю, и как минимум не говорить того, чего не думаю, заниматься своим делом и жить у себя на родине.
О себе Родился в 1958 г. в Москве. В детском саду узнал цену коллективизму. В 1975 г. без сожаления окончил среднюю школу. По первому диплому – культпросветработник высшей квалификации. В 1980-1982 гг. служил в Советской Армии, где научился говорить матом. Выжил и демобилизовался, но до сих пор вздрагивает от словосочетания «священный долг». |