Почему в свое время решили заняться именно индпошивом?
До Indposhiv я успела довольно длительное время поработать в крупных FMCG-компаниях. Но уже тогда я понимала, что со временем буду создавать собственный бизнес. Безусловно, работать с глобальными брендами и управлять миллионными бюджетами очень интересно и ответственно, но мне стало не хватать возможностей для самореализации.
К решению создать свой бизнес в сфере индивидуального пошива, скорее всего, подтолкнул пример моего отца (он дизайнер женской одежды). Я поработала с ним четыре месяца и поняла, что пошив – очень интересная индустрия, когда-то развитая в нашей стране. Увидела возможные для этого бизнеса ресурсы и отсутствие достойного предложения. Выбор конкретного направления оказался довольно нелегким, поскольку сегмент женской одежды был уже развит и на нем присутствовали серьезные, если можно так сказать, для Украины игроки. К тому же, честно говоря, для женской одежды нужно быть дизайнером, а не менеджером. Я как раз больше второе (улыбается).
Отталкиваясь от этого, я начала поиски своей ниши. Ею стал пошив классической мужской одежды высочайшего класса, поскольку именно здесь был большой пробел, который захотелось достойно заполнить.
Кого считаете своими основными конкурентами?
Не хочу показаться нескромной, но прямых конкурентов у нас нет. Мы – единственная мастерская в Украине, которая следует стандартам bespoke-пошива Английской гильдии портных. Но если говорить вообще о мужских ателье high-класса, то их не так уж много в Украине (до пяти). Здесь же еще нужно вспомнить об индивидуальных мастерах, но и среди них количество настоящих профессионалов не очень велико.
В сегменте, еще очень слабо развитом, говорить о какой-либо конкуренции, на мой взгляд, неправильно. Здесь, скорее всего, идет обмен опытом. Со всеми ателье и мастерскими мы стараемся поддерживать дружеские отношения. Времени для личного общения обычно не хватает, поэтому у нас появилась идея иногда организовывать встречи, чтобы обменяться опытом с профессионалами, работающими в индивидуальном пошиве.
Вы работаете уже несколько лет. Что из ожидавшегося сбылось/не сбылось и почему?
Мы на рынке уже около четырех лет. Кажется, срок не очень большой, но за это время у нас уже есть достижения. Во-первых – качество наших костюмов. Я очень внимательно слежу за тем, чтобы их пошив был безукоризненным, как на Savile Row. Во-вторых – команда профессионалов. Наши закройщики – люди с многолетним опытом работы, в том числе международным. Если говорить о мастерах, то мы пришли к тому, что разработали специальную программу обучения с нуля – готовы брать на работу людей почти без опыта и тратить уйму времени на их обучение. Мы вынуждены были сделать такой шаг, поскольку в Украине нет, вернее, не было мастеров, умеющих шить по стандартам Гильдии портных. В-третьих – ткани. Мы шьем только из полностью натуральных материалов самых лучших производителей. И наконец, самое важное – наши клиенты. Меня радует то, что больше половины из них стали постоянными. Считаю, что это высокий процент и очень им горжусь.
Конечно, есть и то, что нам не удалось выполнить. Так, мы планировали уже на втором году существования начать внедрять новые сервисы. Хотели расширить ассортимент и предлагать клиентам также пошив обуви и аксессуаров. Но в силу того, что в этих областях отыскать истинных профессионалов оказалось еще сложнее, а особенно за довольно небольшой отрезок времени, эти планы немного откладываются. Но мы продолжаем поиск. Также не суждено было расширить географию.
Планировали открыть мастерские в Донецке и Одессе, но пока это не предоставляется возможным в силу все тех же причин. И последний план, которому пока не суждено было выполниться, – увеличение числа мастеров, что способствовало бы более активному росту бизнеса. Причина тут, скорее всего, в том, что не было учтено количество времени, которое тратится на обучение одного мастера.
Как определяете ассортимент своих услуг?
Мы предоставляем услуги по пошиву мужских костюмов ручной работы, а также всего классического гардероба и аксессуаров – в общем, создаем облик настоящих украинских джентльменов.
Со временем пришли к пониманию того, что мужчинам нужен не просто костюм, а совет профессионала о том, как правильно подбирать и сочетать детали гардероба. Поэтому теперь у нас работает стилист, который может помочь с выбором и профессионально составить гардероб.
Все не стоит на месте, и мы – не исключение. Будем продолжать расширять ассортимент предлагаемых услуг, чтобы клиенты имели возможность найти у нас все необходимое для создания идеального облика.
Стоимость костюма имеет две составляющих: первая – стоимость работы, вторая – стоимость материалов, которые мы вместе с заказчиком индивидуально подбираем. Стоимость работы у нас фиксированная, и за все время существования мастерской она повышалась только один раз – на 600 грн. Это было вынужденным шагом почти в самом начале нашего пути, поскольку при определении первоначальной стоимости не были учтены все нюансы.
В этом году у нас появилась новая услуга – пошив мужского костюма 100%-й ручной работы. Естественно, времени и сил мастера на создание такого изделия уходит куда больше, по этой причине и стоимость его пошива несколько выше – на 23,5%. Но, поверьте, сшитый полностью вручную костюм этого стоит. Он позволяет создать практически идеальную посадку и предоставляет большую свободу движений.
Какие каналы и приемы коммуникации с потребителями используете? Какие основные сообщения стремитесь донести?
Мы очень избирательны в том, как и по каким каналам продвигать наши услуги. Благодаря моему опыту работы в сфере маркетинга я большое внимание уделяю анализу эффективности каждого из них. За четыре года мы определили основные и наиболее действенные для нас:
- в первую очередь – интернет-продвижение. Это вполне оправдано, поскольку Сеть в последнее время стала частичкой нашей жизни;
- PR в классическом понимании этого слова (мы никогда не платим за размещение материалов о себе, а стремимся заинтересовать журналистов, предлагая интересные темы и материалы для их изданий);
- ограниченный, но постоянный круг партнеров. Мы стараемся, чтобы сотрудничество и для них, и для нас было приятным, полезным и плодотворным;
- рекомендации, которые мы никогда не стимулируем. Этот канал продвижения начинает работать сам по себе. Это означает, что клиенты довольны нашей работой. Для нас это лучшая похвала.
А свою марку производителя популяризируете?
Мне кажется, что «популяризация» – не совсем подходящее слово. Да, мы хотим, чтобы о нас знали, но не имеем цели, чтобы наш логотип повсюду мелькал. Не стремимся к тому, чтобы люди заказывали наши костюмы только потому, что это бренд Indposhiv и носить такую вещь считается модным и престижным. Даже на наших изделиях вы не найдете логотипа, там присутствуют только инициалы клиента и небольшая бабочка. Мы ориентированы на целевую аудиторию, которая переросла уровень, когда при покупке руководствуются желанием иметь продукцию определенного бренда. Наши клиенты понимают, что ни один купленный в бутике костюм, пусть даже подогнанный по фигуре, не будет сидеть так, как пошитый индивидуально.
Если резюмировать, то что вы считаете залогом успеха при работе в вашей нише?
Хорошие отношения со своими клиентами – залог успеха любого бизнеса независимо от ниши, но в сфере индивидуального пошива это обретает повышенную важность. Такой пошив предполагает не только построенные для клиента лекала, но и знание особенностей и привычек каждого заказчика. Мы стремимся создавать костюмы, которые станут маленькой, но частичкой повседневной жизни наших клиентов, поэтому они должны чувствовать себя в них комфортно и свободно. Костюм должен быть дополнением каждой личности. Также мы предоставляем пожизненную гарантию на наши костюмы – химчистка, мелкий ремонт.
Не менее важна профессиональная команда. Для нас ценен не только профессиональный опыт, мы стремимся, чтобы в мастерской работали люди, совпадающие с нами во взглядах, моральных ценностях и жизненной позиции. Мы дорожим нашим коллективом, стараемся, чтобы каждый приходил на работу с улыбкой и получал удовольствие от того, что здесь работает.
И последнее – постоянное стремление к совершенству. Если раньше клиенты помогали нам повышать стандарты, то теперь это делаем мы сами. Стараемся не стоять на месте, а постоянно экспериментировать, естественно, в разумных пределах. Для этого даже запускаем специальную внутреннюю программу, в рамках которой каждый мастер сможет воплотить свои идеи в жизнь.