расширение географии
Экспансивная стройка
Эпицентр К не оставляет надежд вывести свою сеть строительно-хозяйственных гипермаркетов на зарубежные рынки. К реализации конкретного плана компания намерена приступить уже с начала 2013 г. Среди приоритетных направлений – страны СНГ (Беларусь, Грузия, Молдова, Россия и др.), а также Европы. Планы по зарубежной экспансии она озвучивает уже не впервые. Так, раньше из европейских рынков компания выделяла Италию и Испанию, где у нее есть ряд бизнес-партнеров.
Европейский рынок организованной строительно-хозяйственной розницы на сегодня является одним из самых развитых по соотношению его доли и населения, как и рынок Северной Америки. Однако из-за затянувшегося кризиса большинство европейских операторов ощутили сокращение продаж, некоторые даже свернули свою работу в отдельных регионах. В частности, особенно просел рынок Италии и Испании. Но, по данным на начало минувшего года, оборот европейских строительно-хозяйственных гипермаркетов вырос в Германии (на 3,3%), Великобритании (2,6%) и Австрии (1,4%), однако многие сети даже в этих регионах продолжают восстанавливаться. Сейчас европейские операторы все больше внимания уделяют внутреннему планированию и дизайну магазинов, оптимизируют условия поиска, расширяют ассортимент инновационных товаров и портфель услуг. Одним из новшеств, вызванных тем, что женщин становится все больше среди покупателей строительно-хозяйственных сетей, стало предложение некоторыми игроками услуги Do it For Me («Сделай это для меня»). Другими словами, компании активно работают над завоеванием лояльности клиентов.
Заключение «&». Кроме работы над ассортиментом и качеством услуг, европейские сети энергично развивают интернет-платформы, что также препятствует выходу новых иностранных игроков на рынок отдельных стран Европы.
производство
Рост на фоне спада
Группа компаний Inkerman International, один из крупнейших винодельческих холдингов Украины, намерена в ноябре ввести в эксплуатацию первую очередь нового винодельческого завода, расположенного на территории ЧАО Агрофирма «Черноморец» (с. Угловое, АРК). На полную мощность предприятие полного цикла производства выйдет в 2015 г., его вторая очередь начнет работу в феврале 2013 г. Тогда мощность производства выйдет на переработку 12 тыс. т винограда
(производство 20 млн. бутылок вина) в год, а полная мощность завода составит 21 тыс. т (43 млн. бутылок).
Общая стоимость проекта – около €40 млн. В первое время завод будет выпускать сухие, полусухие и полусладкие тихие вина (марочные и молодые), а с 2013 г. к его портфелю присоединятся игристые вина.
В последние несколько лет Inkerman International является одним из немногих отечественных предприятий, наращивающих производственные мощности, тогда как в целом винодельческая отрасль страны переживает спад. По данным Ассоциации виноградарей и виноделов Украины, в первом полугодии 2012 г. производство винодельческой продукции в стране снизилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го. Более всего пострадали столовые вина. По мнению экспертов ассоциации, негативная динамика стала следствием падения платежеспособности населения страны и нестабильной ситуации в виноградно-винодельческой отрасли, вызванной рядом законодательных инициатив.
Заключение «&». Одновременно с падением производства винодельческой продукции на внутреннем рынке стала постепенно снижаться конкуренция со стороны иностранных производителей. Причина этого – сокращение покупательной способности.
инвестиции
Деньги для глубинки
FreshTel, один из крупнейших в стране WiMAX-операторов, получит кредит от Внешэкономбанка под залог 100% акций. Деньги пойдут на закупку оборудования, проектирование и строительно-монтажные работы сети беспроводного широкополосного доступа в интернет. Кредитных линий сроком до 2019 г. будет две – на $58 и 97 млн. На данный момент FreshTel обслуживает около 36 тыс. абонентов в 73 населенных пунктах. У оператора 250 базовых станций. Уже в следующем году компания намерена установить еще от 400 до 500, расширив таким образом географию своего покрытия.
Принятая прошлым летом новая стратегия развития компании подразумевает фокус внимания на небольших населенных пунктах и одновременно с этим отказ от агрессивного освоения городов-миллионников. Так, в этих пунктах FreshTel предполагает обнаружить незначительную конкуренцию со стороны операторов проводного доступа в интернет – ту, которая не позволила ему собрать большое количество абонентов в крупных городах страны. Новая стратегия начала реализовываться, и с начала 2012 г. компания присоединила к своему покрытию 43 населенных пункта.
Заключение «&». В небольших городах FreshTel может встретить конкуренцию со стороны CDMA-операторов, чьи услуги дешевле. Учитывая платежеспособность населения тех городов, на которые нацелилась компания, ее предложение может там оказаться в премиальном ценовом сегменте.