По завершении саммита французские и европейские чиновники заявили о победе по очкам над немцами, заставив их дать более четкое согласие по поводу намеченной даты — 1 января следующего года -, когда Европейскому центральному банку (ЕЦБ) должны быть переданы все полномочия по контролю за 6000 банков Еврозоны с лишним.
Значимость этого «Единого надзорного механизма» (SSM) заключается в том, что после его запуска и «эффективной» работы в течение 2013г. фонды спасения Еврозоны могут приступить к прямой рекапитализации проблемных банков. Когда его создание было впервые согласовано в июне, Испания надеялась, что это избавит ее от дальнейших долгов, необходимых для спасения банков, а у Ирландии были основания считать, что она сможет получить выгоду и за прошлые периоды.
Премьер-министр Энда Кенни покинул Брюссель в оптимистичном настроении, настаивая на том, что лидеры ЕС четко подтвердили данное в июне обещание. А испанский премьер-министр Мариано Рахой заявил, что он «очень доволен». Однако г-жа Меркель быстро вывела их из состояния радостного заблуждения. «Никакой прямой рекапитализации с обратной силой не будет, — заявила она. Если рекапитализация и будет возможна, то только в будущем». В случае Испании, заявила она, предусмотрен такой график – «когда орган банковского надзора будет создан, у нас больше не будет проблем с испанскими банками, по крайней мере, я надеюсь, что не будет». Проблема испанских банков будет решена за счет кредитов из Еврозоны, которые уже были утверждены ранее в этом году. Подразумевается, что Ирландии тоже пришлось бы смириться с этим. Ее комментарии поменяли порядок знакомого цикла европейских саммитов: лидеры прибывают с мыслями о кризисе и покидают их, определив ряд мер, которые, как они надеются, позволят потушить пожар. На этот раз они собрались в Брюсселе в условиях относительного затишья на рынках, однако уехали в замешательстве.
Невероятно, но факт. Один высокопоставленный источник из Еврозоны заявил, что вопрос рекапитализации испанских и ирландских банков на самом деле непосредственно не обсуждался. Напротив, лидеры обсуждали предварительные шаги, необходимые для перехода на этап прямой рекапитализации. Многие вопросы остаются открытыми. Решать их предстоит министрам финансов в ближайшие месяцы, в особенности это касается «старых активов». Однако этот источник добавил: «Заявление г-жи Меркель – неожиданность для меня. Она заранее говорит о решениях, которые примут министры финансов». Германия часто беспокоится, что ослабление рыночного давления на проблемные страны охладит их пыл при проведении бюджетных и экономических реформ. Однако сейчас кажется, что сокращение доходности по облигациям в последнее время снизило готовность г-жи Меркель решать проблемы Еврозоны – в частности потому, что она начинает кампанию по переизбранию на выборах осенью следующего года.
Некоторые дипломатические источники полагают, что Германия нацелена на переговоры, и что прямая рекапитализация испанских и ирландских банков все же произойдет – хотя, вероятно, не раньше выборов в Германии. Если такие меры не направлены на Испанию и Ирландию, говорят еврократы, то к кому обращаются лидеры в своем коммюнике, вновь заявляя, что «важно разорвать порочный круг между банками и государствами»? По крайней мере испанский премьер-министр предвидел такое препятствие: он заявил, что еще 40 миллиардов евро, которые необходимо взять на баланс для рекапитализации банков, или около 4% от ВВП, вызывают «не самое большое беспокойство». Напротив, он поддержал переход Еврозоны к банковскому союзу.
Еще актуальнее вопрос о том, будет ли г-н Рахой официально просить дополнительные средства из фонда спасения – Европейского стабилизационного механизма. Для этого были бы установлены определенные условия (пока непонятно, насколько обременительные), однако это заставило бы ЕЦБ выполнить обязательство по интервенции на рынки облигаций для сокращения расходов Испании по займам. Г-н Рахой должен рассчитать, стоит ли такое облегчение политического унижения, и, что важнее, он должен быть уверен, что такое решение не будет заблокировано скептически настроенными немецкими лидерами. Все же обе стороны могут надеяться, что постепенное, но постоянное сужение спрэдов по облигациям, происходившее в последнее время, избавит от необходимости просить упрямый Бундестаг дать больше денег. Хотя якобы «независимый» президент ЕЦБ Марио Драги участвует в европейских саммитах, и при этом он сыграл важную роль в определении более четкого графика. «Он всего лишь офисный чиновник, — заявляет один источник.
Еще одна трудная проблема заключается в том, как привести работу надзорного органа ЕЦБ в соответствие с интересами десяти членов ЕС, которые не используют евро. Большинство хочет участвовать в системе, но боится остаться без права голоса, поскольку соглашения предусматривают передачу полномочий на принятие решений правлению ЕЦБ, из которого они исключены на законных основаниях. Будет создано контролирующее подразделение, в котором страны, не входящие в Еврозону, получат возможность «равного отношения и представления». Однако Британия, прежде всего, обеспокоена тем, как не оказаться в условиях чрезмерного регулирования со стороны гигантского надзорного органа Еврозоны, за которым стоят 17 членов ЕС, при Европейской службе банковского регулирования, которая координирует работу надзорного органа и устанавливает правила.
Отчасти саммит прошел в условиях скандала, связанного с влиянием нового бюджета, предложенного для Еврозоны, на текущие переговоры по поводу обычного семилетнего бюджета ЕС. Он был спровоцирован недавними комментариями британского премьер-министра Дэвида Кэмерона о том, что предлагаемая для Еврозоны «бюджетная обеспеченность» уменьшила необходимость в увеличении бюджета ЕС, который должен обсуждаться на специальном саммите в следующем месяце (г-н Кэмерон сказал, что готов наложить вето на бюджет, который ему не нравится). В коммюнике утверждалось, что никакое «обеспечение бюджета» для Еврозоны «не будет связано» с бюджетом ЕС. «Обеспечение бюджета» станет частью окончательного отчета, представляемого председательствовавшим на саммите Германом Ван Ромпеем, с описанием «определенного плана действий с четко установленными сроками» для устранения проблем в Еврозоне. Но никто не ждет, что это будет окончательный отчет по реформированию Еврозоны, и все больше распространяется мнение, что ЕС придется заново начать переговоры по соглашениям где-то в 2014г. С учетом таких важных перемен британский премьер-министр Дэвид Кэмерон воспользовался случаем, чтобы заявить о будущем изменении отношений Британии и ЕС, хотя он настаивал, что членство в ЕС – в национальных интересах Британии: "Доволен ли я существующим положением в Европе? Нет, думаю, необходимы изменения. Существуют перспективы урегулирования отношений между Британией и Европой, а также возможности для того, чтобы стремиться к такому урегулированию. Либерально настроенные союзники из Британии обеспокоены именно существующим настроем. Министр Финляндии по европейским вопросам Александр Стабб заявил Reuters: “Полагаю, что прямо сейчас Британия добровольно, по собственному желанию, ограничивает себя. Это проявляется во внешней политике, экономической политике, в отношении к единой валюте. И я, как человек, выступающий за единый рынок и свободную торговлю, не вижу в этом ничего хорошего”.
По материалам The Economist