Если помните, Мердок – самый первый среди мировых лидеров медиа-бизнеса создал платный доступ к информации газеты Times (Лондон). В то время туда не могли проникнуть ни Googleни другие поисковые механизмы. По сути все материалы были полностью отрезаны от интернета. О Мердоке писали: «Руперт не только создал систему платного доступа, он окружил ее колючей проволокой, вырыл вокруг нее ров и заполнил его крокодилами». А недавно статьи газеты Timesопять стали появляться в поисковиках. Правда, любой, желающий их почитать, все-равно должен заплатить 1 фунт за дневной выпуск газеты или 2 фунта – за неделю.
Ходили слухи, что из-за этого холдинг Мердока News Corp объявил об уходе директора подразделения цифровых технологий — Джонатана Миллера. А сам Мердок покинул пост председателя совета директоров Times Newspapers, дочерней компании News Corp, которая контролирует его британские газеты, занимающие ведущие позиции на рынке.
Если рассматривать бизнес Мердока с точки зрения коренных изменений, то можно увидеть два события. Первое – связано с результатами эксперимента по созданию платного доступа к информации. Это привело к тому, что газета, спустя два года, имеет всего 131000 подписчиков. Такая цифра для издания является катастрофичной. Второе событие касается всей империи Мердока и тем, кто будет следующим владельцем Times.
Газеты магната сейчас переживают тяжкие времена. Как и все мировые издания они борются с технологией – с интернет-конкуренцией. Кроме того, над ними нависла та же угроза, что и над News Corporation. Т.е. последствия скандала с прослушкой телефонов, который привел к аресту топ-менеджеров Мердока в газете TheSUN. Судебные издержки стоили News Corp 224 миллиона долларов.
Внешние акционеры News Corp давно мечтают о том, что компания избавится от малоприбыльного газетного бизнеса и станет заниматься только телевидением и кино. Такой переход считался невозможным при Мердоке из-за его привязанности к печатному делу. Однако почти наверняка это обусловлено непониманием.
Мердок построил крупнейшую в мире медиа-империю. Причина его любви к газетам кроется в том, что они дают ему политическую власть. В свою очередь акционерам News Corp власть Мердока давала преимущества в бизнесе. Политическое влияние Мердока позволило News Corp преодолеть препятствия, уничтожившие другие медиа-компании. Таким примером стала недавняя попытка News Corp получить полный контроль над вещательной компанией BSkyB.
Как видно, это не пустые домыслы, поскольку в такой власти кроется умение Мердока преодолевать препятствия – создаваемые политиками, законодателями, профсоюзами или конкурентами – которые разрушили планы других магнатов. По сути – это и является ключом к его успеху.
Как-то Мэрдок сказал, что после заключения всех крупнейших сделок финансовые аналитики насмехались над тем, что он «переплачивал». Тем не менее, обвинение в том, что «Мердок переплатил», породило мнение о том, что он видел истинную ценность такого направления, как спутниковое телевидение или вещание спортивных событий, что для остальных было малопонятно.
Однако в карьере Мердока предприимчивость и дальновидность эффективно дополняются политическим влиянием, полученным благодаря владению газетами. Теперь эта составляющая в формуле успеха Мердока преобразилась. После того как скандал с прослушкой привел к срыву сделки с BSkyB, бизнес- расчеты в отношении владения газетами полностью изменились.
Газета неожиданно превратилась из актива в обузу – и доводы в пользу сохранения печатного бизнеса в News Corp исчезли.
В июле Мердок признал это и объявил, что весь его издательский бизнес будет выведен в отдельную компанию. Большинство финансовых аналитиков полагают, а внешние акционеры надеются, что эта новая компания получит весьма незначительную долю от профицита наличности News Corp в 10 миллиардов долларов. Это будет означать, что газеты вскоре прекратят существование.
Но вернемсяк к недавним событиям в Times. Решение Мердока покинуть пост председателя совета директоров предполагает, что Times может стать первым кандидатом на продажу. В связи с этим возникает вопрос – кто будет приемником? Ведь сейчас издательское дело переживает спад, итоговые убытки которого могли бы отпугнуть простых миллиардеров. Мультимиллиардеры из России, Ближнего Востока и Китая все же могли бы позволить себе такие приобретения, однако это было бы глупо с политической точки зрения.
Например, для такого индийского магната, тесно связанного с Британией, как Лакшми Миттал, покупка лондонской Times могло бы стать достаточно захватывающим предприятием, несмотря на годы финансовых потерь. Еще более интригующей была бы индийская медиа-группа. Представьте удовлетворение членов семьи Джайн, если бы они смогли превратить лондонскую Times (тираж 400000) в дочернее предприятие своей компании Times of India (тираж 3 миллиона), или семьи Бирла, если бы она смогла сделать ее дополнением к своей газете Hindustan Times (тираж 1,4 миллиона).
В свое время Авраам Линкольн польстил одному корреспонденту Times, заявив, что «не знает, кто в мире может обладать большей мощью, чем лондонская газета Times …». Так неужели действительно пришли последние дня для печатных СМИ?
По материалам агентства Reuters