Site icon Companion UA

Строитель «мостов»

Датская JYSK Nordic выкупила активы своего украинского франчайзи Терра-Центр и учредила собственную компанию Юск-Украина. Вас называют представителем и франчайзи, и JYSK. Так каков ваш статус?

Если говорить официально, то, действительно, я – представитель франчайзи, а точнее, одного из его учредителей – датской компании P.Jahn & Partners Limited A/S, где занимаю пост президента. Но, чтобы лучше понимались мои статус и роль в этой сделке, должен рассказать, с чего началось развитие бизнеса JYSK Nordic в Украине.

Все произошло в 2004 г., когда мне исполнился 71 год. Я чувствовал, что все еще молод душой и телом, поэтому останавливаться слишком рано. Тогда я приехал в Киев, неделю ходил по улицам этого удивительного города и думал о том, какой бизнес может быть успешен сейчас в Украине. Дело в том, что я уже знал примеры, когда западные бизнесмены не имели возможности развиваться здесь из-за недостатка капиталовложений, поэтому мне нужно было найти бизнес, в финансовой стабильности которого я мог бы быть уверенным. Я подумал: почему бы международному холдингу JYSK, занимающему пятое место по обороту среди европейских ритейлеров в сегменте «Мебель и Товары для дома» (после IKEA и еще трех менее известных в Украине операторов), не выйти на украинский рынок?

Встретившись с собственником этой компании – одним из самых успешных датских бизнесменов Ларсом Ларсеном, – я убедил его дать франшизу для Украины.

В то время еще больше, чем сейчас, украинский рынок считался рискованным и был малоинтересным для европейских ритейлеров. Как вам удалось уговорить владельца JYSK?

Во-первых, на тот момент я был поставщиком бязи (плотная хлопковая ткань, применяемая для пошива постельного белья. – Прим. авт.) для всей сети JYSK Nordic. Во-вторых, у меня была собственная компания P.Jahn & Partners Limited A/S, зарегистрированная в Дании. А главное – в Европе я имел репутацию эксперта по рынкам стран бывшего СССР, в том числе Украины.

Как вам, уроженцу Дании, удалось заработать такой имидж?

В 1958 г., после окончания вуза и стажировки в Англии, имея образование в текстильной отрасли, я решил наладить связи с одной из крупнейших в мире стран, производящих хлопчатобумажные ткани. Поэтому приехал в Москву и узнал, что с СССР очень просто наладить связи – там на тот момент была лишь одна организация, занимающаяся экспортом тканей. И я стал первым гражданином Дании, получившим разрешение на экспорт ситца из СССР.

Неужели, не имея связей с чиновниками в Союзе, вы  получили возможность стать поставщиком советских тканей?

Да, потому что они также были заинтересованы в продаже своей продукции за рубеж. Кроме того, им необходимо было наладить импортные поставки красок для тканей, шерсти, оборудования – всего того, чего не производилось в СССР. Я это понимал, так как всегда в бизнес-вопросах ставил себя на место продавца или покупателя. Очень давно я усвоил правило успешного ведения бизнеса: надо всегда быть на уровне тех, с кем ты хочешь вести дело. У меня никогда не было проблем с советскими чиновниками, поэтому, кроме поставок для текстильной промышленности, на бартерной основе я продавал в республиках СССР (в том числе в Украине) джинсы, рубашки через валютные магазины «Березка», организовывал выставки продуктов питания из Дании, продавал датские сыр и масло.

Но все налаженные связи разрушились в 1991 г., тогда я потерял около $6 млн. Чтобы такого больше не произошло, через год я зарегистрировал в Дании собственную компанию и основное внимание направил на Украину, так как она была ближе к Европе, хотя тоже производила впечатление Дикого Запада. Я первым стал завозить сюда продукцию таких брендов, как Carlsberg, Stimorol, Lego и Raffaello. В то же время, занимаясь импортом, продолжал экспортировать текстиль из Херсона и Тернополя по всему миру, так что можно сказать – всегда был своеобразным мостом между республиками СССР и остальным миром.  

Почему JYSK сейчас принял решение выкупить франчайзинговые магазины? По одной из версий, компания так пытается закрепиться на украинском рынке, пока на нем еще нет ее главного конкурента – IKEA.

Что касается смены вида собственности, то в этом нет никаких сюрпризов. Если франчайзер видит успех своих франчайзи (в 2012 г. оборот всех магазинов JYSK в Украине составит около 200 млн. грн.), вполне естественно, что он может захотеть поглотить их. Кроме того, у меня с Ларсеном с самого начала деятельности в вашей стране была договоренность, что в случае, если мне удастся создать девять работоспособных эффективных магазинов, он выкупит активы франчайзи. Так и произошло, только магазинов не девять, а десять.

Что же касается версии относительно опасений JYSK прихода на украинский рынок IKEA, то она совершенно безосновательна. Все предельно просто – IKEA не конкурент для JYSK, потому что у этих компаний абсолютно разные форматы: шведы сами строят магазины площадью от нескольких десятков до сотен тысяч квадратных метров, а датчане размещают свои на арендованных площадках максимальной площадью до 2 тыс. кв. м (компания развивает три формата: JYSK – 1 тыс. кв. м, гипер JYSK – до 2 тыс. кв. м и JYSK City – 500-600 кв. м. – Прим. ред.).

Можно ли считать магазины «Деко», принадлежащие сети «Эпицентр», конкурентом JYSK в Украине?

У JYSK нет в Украине прямого конкурента, который имел бы аналогичную концепцию магазина и такой же ассортимент продукции. Магазины «Деко» можно назвать нашими конкурентами, но с поправкой на то, что у нас совершенно разные концепции: «Эпицентр», в котором расположены «Деко», – отечественный DIY-магазин площадью 25 тыс. кв. м и больше, с широким ассортиментом строительных материалов, а также дополнительным ассортиментом товаров для дома.

По оценкам украинских экспертов, сделка по покупке франчайзинговых магазинов обошлась JYSK от $10 до 12 млн., так ли это?

К моему сожалению, не так много (Пол искренне смеется, но уточнить сумму категорически отказывается). Как мне кажется, эксперты упустили из виду, что все магазины расположены на арендованных площадях, поэтому капитализация бизнеса – минимум в два раза меньше.
 
Вы исполнили свои обязательства как франчайзи, получили немалую прибыль от продажи. Каких изменений стоит ожидать в украинском бизнесе JYSK и у вас лично?

По поводу развития JYSK в Украине – то в ближайшее время произойдет много перемен. Во-первых расширится ассортимент – примерно на 15%. Это относится прежде всего к продукции, ранее не завозившейся из-за необходимости ее предварительной довольно дорогой и длительной сертификации. Во-вторых, цена на товары станет более доступной. В-третьих, JYSK станет еще ближе к своим покупателям. Согласно стратегии развития компании в Украине с 2013 г. начнется интенсивное открытие новых магазинов: только в следующем году их будет открыто десять по всей стране.
Что касается меня, то в феврале 2013 г. мне исполнится 80 лет. Когда тебе столько лет, ты так или иначе начинаешь задумываться о том, что будет дальше. Но я не намерен останавливаться. Например, веду работу по созданию франчайзи JYSK в Узбекистане, и в следующем году, скорее всего, там будут открыты первые магазины. В Украине я также продолжу сотрудничество с JYSK в плане расширения списка его поставщиков – украинских производителей.

Видите, я не хочу терять свою квалификацию и имидж успешного «кантри менеджера» (смеется).

Персональный бизнес на €2,5 млрд.

Создателем и единственным владельцем всего бизнеса JYSK является Ларс Ларсен. Первый магазин был открыт в 1979 г. в Дании. На сегодняшний день сеть насчитывает 2 тыс. торговых объектов  в 34 странах (в основном европейских). В компании работают около 17 тыс. человек. Оборот в 2011 г. составил €2,5 млрд., прибыль – €68,1 млн.

Ларс Ларсен – один из самых богатых датчан. Журнал Forbes в 2011 г. оценил его состояние в $3,6 млрд. В настоящее время он является председателем правления JYSK Holding, в состав которого входят компании, управляющие бизнесом в отдельных странах. На JYSK Nordic непосредственно замыкаются фирмы, работающие в 16 странах Северной и Центральной Европы (включая Украину), Нидерландах, Великобритании и Китае. Бизнес в ряде крупных стран Европы замыкается на компанию Danisches Bettenlager. В 12 странах JYSK работает по франчайзингу. В 2011 г. компания запустила в интернете собственный телеканал.

 

Exit mobile version