«Бизнес должен приносить радость, иначе зачем им заниматься?»

 

Родион Бутко, председатель совета директоров Берег-групп, глава благотворительного фонда «Благо».
 
Родился в 1969 г. в Донецке. Окончил Донецкий государственный университет. С 11 лет серьезно занимался дзюдо. Женат, воспитывает двух сыновей.
 
Управляющая компания Берег-групп основана в 2007 г. 
 
Активы холдинга ведут свою историю с 1991 г., в настоящее время в его состав входят: ДПА – производство упаковки, Мастербич систем – изготовление красителей, Берег Риэлти – девелоперские проекты (все – Украина), Тосаф Пластик – оптовая торговля химической продукцией, Ангел фильм – продюсерская компания (обе – Россия), Полимер трейдинг – оптовая торговля полимерами, BLG holding – микрофинансирование, Берег-Инвест – ювелирное производство и розница (Россия и Украина) и др.
 
У вас много занятий и увлечений. А как вы сами ответили бы на вопрос: кто вы?
 
Это достаточно простой и сложный вопрос одновременно: в офисе – бизнесмен, во время общения с сыновьями – отец, на охоте – охотник. Но в каждой ипостаси я стараюсь занимать активную жизненную позицию.
К моему большому сожалению, в современном обществе люди часто не в состоянии правильно определить свое место и предназначение. Отсутствие моральных устоев, снижение роли семьи и церкви поставили мир на распутье в определении истинных человеческих ценностей. С горечью приходит осознание действительности, того, что золотой телец затмил идеалы, которые веками создавало человечество. В «Бусидо» (кодекс самурая, написанный более 1 тыс. лет назад) сказано: «У людей с материальными интересами нет чувства долга, а те, у кого нет чувства долга, не дорожат своей честью». В таких условиях публичные люди должны служить правильным примером для подражания.
 
Если говорить обо мне, то прежде всего я чувствую себя человеком, ответственным за тех, кто рядом со мной: семья, друзья, сотрудники наших предприятий, люди, находящиеся под опекой наших социальных программ.
 
В 1986 г., уже во время перестройки, вы поступили в военно-политическое училище. Это было волей случая?
 
Нет, это не было случайностью. Я учился в обычной средней школе спального района. В то время многие мальчики мечтали стать если не летчиками, то хотя бы офицерами. Документы в летное училище у меня не приняли, поэтому я поступил в Донецкое высшее военно-политическое училище и нисколько не жалею об этом жизненном опыте. Армия – хорошая школа жизни, и ее во многом не хватает современным молодым людям. Ну и главное: я познакомился с людьми, ставшими в дальнейшем моими самыми близкими друзьями. С ними мы мы дружим до сих пор, и эту дружбу ни за какие деньги не купишь. После училища поступил в Донецкий государственный университет на экономический факультет, а на третьем курсе уже основал свою первую компанию. 
 
У вас очень разнообразный набор активов. Как они  к вам попадали?
 
В моей бизнес-истории не было подарков судьбы. Все шло по простой схеме: кредиты, прибыль, инвестиции в развитие, постепенный рост бизнеса, приобретение одних компаний, продажи других. Мы всегда использовали и используем заемные средства, но с принципиальным подходом: соотношение собственного и заемного капитала не должно превышать 70 к 30. Безусловно, были моменты, когда это влияло на скорость развития, но благодаря такой политике наш бизнес достаточно гладко прошел кризис и 1998, и 2008 гг.
 
В своих бизнесах вы – контролирующий владелец? А как относитесь к партнерству?
 
Отношусь хорошо, если это равноправное партнерство. И неважно, это долгосрочная инвестиция или краткосрочная программа. Под равноправием я понимаю четкие договоренности о правах и обязанностях партнеров в соответствии с их вкладом в совместный проект, оговоренные и прописанные до начала бизнеса. Причем изначально необходимо рассматривать все варианты развития событий – и удачные, и нет.
 
В современном мире все большее значение имеет юридическое оформление отношений. Но для меня слово, которое я дал партнеру, стоит больше, чем самый подробный контракт. И многие мои коллеги думают так же. 
 
Я человек коммуникабельный, поэтому мне несложно найти взаимопонимание с партнерами. Хотя из правил бывают и исключения. В одном из активов у меня есть иностранные партнеры, с которыми порой довольно сложно найти общий язык из-за разницы в мировоззрении и национального менталитета. Мне это не очень нравится – бизнес должен приносить радость, иначе, зачем им заниматься? 
 
В одном из своих интервью вы использовали термин «наивная диверсификация», применив его к ситуации, когда бизнесмен на самом деле ухудшает доходность и увеличивает риски, набирая портфель инвестиций в разных отраслях, имея бизнесы различных размеров. Почему, на ваш взгляд, Берег-групп лишена такой «наивности»?
 
Это понятие отчасти применимо и к нашей компании. Сейчас я четко понимаю, что решение входить в девелоперские проекты было довольно рискованным. Это произошло, скорее всего, под влиянием моды – многие инвесторы стремились вкладывать в недвижимость, поскольку ее стоимость стремительно росла. Возможно, консультанты, проанализировав активы Берег-групп, скажут, что еще какие-либо шаги были лишними.  
 
А сейчас диверсификация ваших активов продолжается?
 
Отдел стратегического планирования управляющей компании постоянно разрабатывает ряд идей, которые, как правило, предлагаются мной. Часть из них мы отбрасываем, что-то откладываем на будущее, какие-то идеи становятся стартапами и воплощаются в жизнь. У меня и сейчас в запасе несколько интересных бизнес-проектов, но всему свое время.
 
Какие задачи у вас возложены на управляющую компанию?
 
В ее основу положена модель «стратегического архитектора», предполагающая среднюю степень вмешательства в работу активов. На управляющую компанию возложены функции стратегического развития, финансового контроля, безопасности, НR-управление первой и второй линейкой менеджмента, внешних коммуникаций и GR. Штат ее небольшой – около 30 человек, некоторые из них находятся в Киеве, остальные – в Донецке.
 
Вмешательства управляющей компании в деятельность бизнес-единиц – очень тонкий момент, часто из-за этого случаются серьезные конфликты. 
Мы время от времени сталкиваемся с подобными ситуациями. Все дело в том, что достаточно сложно на бумаге прописать правила взаимодействия, распределить полномочия и зоны ответственности сотрудников. Поэтому большое внимание уделяется построению отношений между людьми.
 
Должно быть понимание, что мы все – одна команда, делающая общее дело. В режиме диалога можно решить вопрос практически любой сложности. 
 
На ваш взгляд, каковы сейчас точки роста для Берег-групп? 
 
Сегодня экономическая ситуация довольно сложная не только в стране, но и на мировых рынках. Процессы роста практически не восстановились. Все шаги, направленные на развитие бизнеса, приходится делать очень осторожно. Среди наших инвестиций есть и более, и менее доходные.
 
Учитывая это, мы выстраиваем свою стратегию развития. Самым интересным и перспективным, по нашему мнению, является сектор микрофинансирования. Этот бизнес мы развиваем сейчас в Украине и России, изучаем возможность приобретения компаний в странах Балтии, знакомимся с рынками Румынии и Польши. 
 
А банк не думали приобрести?
 
Мы работаем в довольно узком сегменте. В прошлом году рассматривали возможность создания либо приобретения банка, но такой проект показался нам нецелесообразным. 
 
Что для вас как для собственника сейчас важнее в краткосрочной перспективе – увеличивать долю рынка или прибыльность?
 
Прибыльность. Вследствие кризиса процессы, происходящие в бизнесе, стали менее предсказуемы в долгосрочной перспективе. И часто сроки окупаемости, которые закладывались при планировании несколько лет назад, уже не могут быть соблюдены. Учитывая существующие реалии, особенно в странах с неустойчивой экономикой, тяжело просчитать  доходность на семь-десять лет. Подтверждением моих слов является тот факт, что рынки Украины и России сейчас стали мало интересны зарубежным инвесторам. Поэтому на данный момент прибыльность бизнеса имеет гораздо большее значение. Конечно, есть стратегические планы, развитие, но перспектива должна быть осязаемой и четкой. 
 
Инвестиции в кино – вы надеетесь вернуть их, или это больше сделано для других целей?
 
Согласитесь, от жизни и бизнеса нужно получать удовольствие, я называю это «идти с песней по жизни», а люди зачастую слишком увлекаются процессом зарабатывания денег. Необходимо воспринимать бизнес как игру, он не должен подчинять нас целиком и управлять нами. 
 
Я не боюсь неудач и не огорчаюсь потерями. Так случилось, что у меня появились друзья, связанные с миром кино. Один из них – режиссер Александр Атанесян (фильмы «Сволочи», «24 часа», «Монтана» и др.), с которым мы решили снять совместный фильм. Не скажу, что это бизнес-проект, но и к чистому меценатству его нельзя отнести. Фильм снят, идет процесс монтажа. Весь процесс курирует моя продюсерская компания Ангел фильм (г. Москва). В планах есть еще два проекта, но эти фильмы будут  сниматься с американской съемочной группой и американскими актерами. Так что кино со временем может стать полноценным направлением бизнеса.
 
Как собственник рост каких затрат вы воспринимаете наиболее тяжело?
 
Конечно, неоправданных (улыбается). Я спокойно отношусь не только к затратам, но и к потерям. Не вижу в этом трагедии, ведь это всего лишь бизнес. Затраты просто необходимы, чтобы получить прибыль. Но если они не контролируются, не бюджетируются и деньги уходят непонятно на что, то с этим нужно бороться. Здесь важно четко следовать бизнес-плану и нормативам затрат. 
 
И часто в вашей практике развитие совпадало с бизнес-планом?
 
Было и так, что не всегда удавалось четко следовать бизнес-плану, но  в целом изначально прописанные задачи выполнялись. 
 
Как сейчас выглядит ваша система планов?
 
В настоящее время мы находимся в процессе разработки единого стратегического плана для всех наших предприятий, а это непростая задача. У каждого нашего актива и группы в целом есть бюджеты и планы на год, которые утверждаются в ноябре. При их составлении учитываются перспективы и направления развития, источники финансирования и другие факторы. К подобному стилю управления и планированию мы шли постепенно. В начале своей работы составляли бюджеты на месяц, затем на квартал, сейчас проводим планирование на год вперед. Ко всему приходили самостоятельно, без привлечения внешних консультантов. 
 
Часто ли вам приходится убеждать людей в своей правоте?
 
Регулярно занимаюсь этим, как и любой бизнесмен, принимающий активное участие в управлении компанией. Хотя я приверженец демократического стиля управления, стараюсь дать возможность высказаться всем заинтересованным лицам. Если в процессе обсуждения понимаю, что мое мнение было не совсем верным, спокойно меняю его. 
 
На этапе постановки задачи мне важно, чтобы человек не просто принял ее к сведению и начал выполнять, а понял значимость и согласился с ее правильностью. Тогда исполнение будет более эффективным. 
 
Люди хотят видеть лидера, который не знает слабостей и страха. Занятия дзюдо вам для этого нужны?
 
(Улыбается). Без чувства страха здоровых людей не бывает. Команда хочет видеть лидера, нацеленного на результат и смело идущего к поставленной цели. При этом желательно, чтобы лидер всегда был рядом, а не присутствовал в офисе несколько часов в неделю.
 
Если говорить о моем увлечении дзюдо, то я считаю, что мужчина должен быть бойцом. Единоборства культивируют стремление к победе. Правда, в последнее время редко выхожу на татами, поскольку много времени приходится проводить в разъездах. Исходя из этого выбрал для себя занятия, в которых партнеры не нужны, – это тренажерный зал и кросс.
 
Вы по натуре одиночка или человек команды? 
 
Я не могу быть один. Для меня важно, чтобы рядом находились друзья: и в бизнесе, и в жизни. Не могу просто провести вечер с книгой, мне нужно кому-то позвонить, с кем-то встретиться, пообщаться.
 
Как часто вам приходится играть по правилам, в целесообразность которых вы не верите?
 
Сложный вопрос. Например, в целесо­образность некоторых законов мало кто верит (улыбается), но приходится их соблюдать. В более простых случаях, когда я понимаю, что есть возможность изменить ход событий либо хотя бы минимально повлиять на них, то обязательно буду стараться это сделать. 
 
Блиц-опрос

>>> Чтобы лучше работалось, вам нужен конфликт, состояние мобилизации или некая гармония?
 
В бизнесе всегда стремлюсь выстроить понятную и прозрачную систему. Мне нравится, когда все разложено по полочкам и сотрудники знают, куда идти и что делать. Не люблю конфликтов, мне ближе гармония во всем.
 
>>> Какой лучший совет в жизни вы получили?

Один мой товарищ давно сказал: «В тот момент, когда ты не знаешь, что делать, скажи себе: «Гуси летят», посмотри на небо и задумайся. Потом принимай решение».

>>> Часто ходите на светские мероприятия?

Редко. В основном стараюсь посещать мероприятия, связанные с кино или спортом.

>>> Вам легче контролировать других или себя?

Себя, конечно.

>>> Кого считаете реальным лидером?

Из современников реальный лидер и пассионарий – это Владимир Путин. Хотя об отношении к его личности у меня постоянно возникают споры с моими московскими друзьями.
 

Залишити відповідь