Site icon Companion UA

Фиксация и компенсация

 

Сегодня на рынке юридических услуг сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, многие юристы имеют небольшие доходы, а с другой – существуют перспективные их источники на которые они не обращают внимания. Таковыми являются массовые нарушения авторских прав на литературные и фотографические произведения, компьютерные программы, базы данных и другие произведения. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в интернет. 
 
Почему, на наш взгляд, юристы не используют имеющиеся возможности? Дело в том, что в сфере авторских прав они в основном зарабатывают на авторах, выполняя защиту их прав в суде, и оставляют нетронутыми деньги нарушителей. Причем защита в суде осуществляется до тех пор, пока автор в состоянии оплачивать услуги юриста. В связи с тем, что в основной своей массе авторы ограничены в денежных средствах, то при существующей системе финансирования судебного процесса они редко прибегают к услугам юристов, лишая, таким образом, их заслуженного вознаграждения. 
 
Надеюсь, что многие юристы читали произведения Джона Гришэма («Золотой дождь», «Дело о пеликанах» и др.), из которых видно, что одним из основных их источников доходов являются не лица, права которых нарушены, а нарушители этих прав. При такой 
схеме работы юристу необходимо решить две основные задачи: 
Следует отметить, что вознаграждение юристов – это довольно значительная часть от денежной компенсации, которая по решению суда или договоренности сторон выплачивается лицам, чьи права нарушены. 
Остановимся на решениях этих задач в украинских реалиях.
 
Где искать нарушения авторских прав?
 
Наиболее распространенными их нарушениями являются использование литературных и фотографических произведений, опубликованных в печатных СМИ, на различных информационных ресурсах, размещаемых в интернете или распространяемых на компакт-дисках. Причем эти произведения обычно используются без разрешения автора и, как правило, сопровождаются информацией о нем и источнике заимствования. Дело за малым: необходимо встретиться с автором и заключить с ним договор о защите авторских прав.
 
Где юристу взять деньги для оплаты судебных расходов?  

Например, взять кредит в банке, было бы желание. Если судебные расходы будут покрываться за счет кредита, то юристу необходимо знать о сумме вознаграждения, которое он сможет получить при благоприятном исходе дела.


Напомним, что в соответствии с Законом «Об авторском праве и смежных правах» (пункт «г» ч. 2 ст. 52) в случае нарушения авторы имеют право требовать:
Исковые требования о возмещении убытков или взыскании дохода нарушителя авторских прав имеют существенный недостаток: истцу приходится доказывать их размер. В некоторых случаях сделать это очень сложно. Даже если истцу удалось собрать фактические данные и сделать соответствующий расчет, отстоять его бывает нелегко. 
 
Применение компенсации позволяет авторам добиться реального возмещения своих убытков. Дело в том, что она подлежит выплате в случае доказанности факта нарушения авторских прав или угрозы такого нарушения, а не размера причиненных убытков. В связи с этим для удовлетворения исковых требований о выплате компенсации достаточно наличия доказательств совершения ответчиком действий, которые признаются нарушением авторского права, а доказывать размер убытков истец не обязан. Однако размер подтвержденных убытков должен учитываться судом при определении размера компенсации. На лицо кажущееся противоречие: для выплаты компенсации нет необходимости в определении размера причиненных убытков, а для определения ее размера – это сделать необходимо. Но противоречия здесь нет. Дело в том, что размер компенсации определяется судом исходя из исковых требований, однако не может быть меньше десяти минимальных заработных плат. В том случае, если цена иска равна минимальному размеру компенсации, то размер причиненных убытков не играет никакой роли для принятия судом решения о ее выплате. На этом размере компенсации и следует остановиться. 
 
Учитывая то, что с 01.10.2012 г. минимальный размер заработной платы в стране равен 1118 грн., то минимальная компенсация составляет 11180 грн.
 
Необходимо отметить, что размер компенсации возрастает с увеличением количества самостоятельных нарушений авторского права на произведение прямо пропорционально числу  таких нарушений.
 
Судебная практика в Украине подтверждает правомерность взыскания с ответчика компенсации за каждый самостоятельный способ неправомерного использования произведений  (см., например, предписание 1 Обзорного письма ВХС Украины от 22.01.2007 г. №01-8/25 «О практике применения хозяйственными судами законодательства о защите прав на объекты авторского права и смежных прав» (по материалам дел, рассмотренных в кассационном порядке ВХС Украины).
Для определения самостоятельных нарушений авторских прав, увеличивающих компенсацию, выплачиваемую по решению суда, воспользуемся нормой Закона «Об авторском праве» (ст. 50), согласно которой к нарушениям авторского права относятся любые действия ответчика, нарушающие имущественные права на произведение, изложенные ст. 15 Закона. В связи с тем, что к имущественным правам относятся права на использование произведения,  то остановимся только на выявлении самостоятельных способов неправомерного их использования. 
 
Есть два самых распространенных случая неправомерного использования произведений.
 
Пример 1. Статья автора, которая ранее была правомерно опубликована в печатном СМИ, без его разрешения используется в базе данных, распространяемой на компакт-дисках. 
 
В этом случае имеют место следующие самостоятельные нарушения:
Таким образом, мы имеем пять самостоятельных способов неправомерного использования произведения, что позволяет автору получить компенсацию в размере 55900 грн.  
 
Пример 2. Статья автора, которая ранее была правомерно опубликована в печатном СМИ, без его разрешения используется в интернете. 
 
Здесь имеют место такие нарушения:
В данном примере мы имеем четыре самостоятельных способа неправомерного использования произведения, что позволяет автору получить компенсацию в размере 44720 грн. 
 
Из этих примеров видно: для того чтобы получить существенную компенсацию за нарушения авторских прав, нет необходимости в расчете понесенных убытков, достаточно доказать как можно большее число способов неправомерного использования произведений. 
В связи с тем, что юрист самостоятельно ведет дело в суде, то судебные расходы минимальны.
 
Практика соседей
 
По сообщениям российских СМИ (например, «КоммерсантЪ» №207), в начале ноября этого года на рассмотрении Высшего арбитражного суда РФ (ВАС) оказалось дело, в котором от одной из сетей супермаркетов требуют компенсацию за продажу телевизионного гайда, напечатавшего фотографию без разрешения автора. С аналогичными претензиями столкнулись и другие сети. Президиум ВАС должен решить, кто будет платить правообладателю – магазин, журнал или оба солидарно, а также, в каких случаях розничные сети будут освобождаться от ответственности за реализацию контрафактной продукции. 
 
Истец тщательно подготовился. Еще до выхода номера из печати (!) он заключил договор с частным детективом, который должен был находить места продажи журнала и проводить контрольную закупку для подтверждения факта распространения. Вооружившись доказательствами (журналом, чеками из магазинов и показаниями детектива), истец обратился в суды, мнения которых об ответственности сетей разошлись. 
Так, в делах против двух сетей суды сочли недоказанным приобретение журнала у ответчиков: кассовый чек не содержит конкретных сведений о проданном товаре, а товарный чек не выписывался. Иск к третьей сети был удовлетворен. Суд согласился, что кассовый чек подтверждает покупку журнала, но, учитывая недоказанность правообладателем вероятных убытков, снизил компенсацию. Сейчас эти дела приостановлены в ожидании позиции ВАС. 
 
Юристы согласны, что распространение произведения без согласия автора является нарушением, и экземпляры телегайда со спорной фотографией можно считать контрафактными. 
 
Но ритейлеры обращают внимание суда на то, что они распространяли журнал со всеми обязательными реквизитами СМИ, а за соблюдение прав авторов произведений отвечают прежде всего лица, указанные в Законе «О средствах массовой информации». 
 
К тому же у апелляционного суда возникли сомнения в добросовестности самого правообладателя. Суд заметил, что, совершив первую покупку журнала и установив факт нарушения своих прав, истец не обратился с претензией к редакции, а подал в массовом порядке иски к торговым сетям. То есть вместо принятия мер к пресечению нарушения «истец фактически предпринял попытку построения бизнеса путем получения компенсации», что свидетельствует о злоупотреблении правом (интересно, что претензий к самому телегайду владелец авторских прав не предъявляет).
 
 
Exit mobile version