Site icon Companion UA

Свежие пастбища для голодных ушей

Может кто-то не заметил, но этой осенью в Киеве происходили маленькие чудеса. К таковым, вне всяких сомнений, можно отнести замечательный концерт на фестивале «ГогольFest», который дала Маргарет Ленг Тан, знаменитая пианистка, исполняющая серьезные авангардные произведения на игрушечном фортепиано и других детских инструментах. То же наверняка можно сказать и о выступлении на «Книжном Арсенале» всемирно известной исполнительницы Лидии Кавиной, играющей на терменвоксе – электромузыкальном инструменте, созданном в 1918 г. русским изобретателем Львом Терменом. Изрядной долей волшебства был наделен и перфоманс-буто японского танцора Тадаши Эндо на музыку украинского композитора Виктории Полевой, и сольная программа Марьяны Садовской «Odessa Underground», состоящая из интерпретаций городского романса и блатной песни. Эти и другие удивительные музыкальные события состоялись благодаря стараниям агентства «Ухо», недавно появившегося в столице. Его основатели – супруги Евгений Шимальский и Александра Андрусик – долгое время были любителями экспериментальной джазовой и классической музыки, однако полгода назад решили проверить свои силы  в организации концертов.

Луга неведения

У создателей «Уха» распределения обязанностей нет. Оба по мере желаний и возможностей занимаются и художественной, и менеджерской функциями.

Объем задач, появившихся у агентства полгода назад, заставил Александру уйти с прежней работы и полностью заняться организацией концертов. Евгений пока продолжает руководить разработкой проектов в одной из столичных IT-компаний. О целях музыкального агентства он говорит так: «Если джазовая тема в Украине более или менее раскрыта (это не касается авангардного джаза, которого сюда по-прежнему привозят мало), то в сегменте современной классической и импровизационной музыки практически полный вакуум. Вся вторая половина XX в. как будто вырезана. В филармонии исполняют Моцарта, Бетховена, Чайковского. И все. Как будто потом ничего не было! И мы хотим это исправить».

Доступ к новому слушательскому опыту «Ухо» собирается предоставить максимальному количеству слушателей. Сегодня их число незначительное.

Нечастые случаи исполнения современной классики, которые все же случаются в Украине, обычно имеют довольно узкий круг «свидетелей», формирующийся из студентов консерватории и горстки знатоков. «Нам хотелось бы переступить этот предел, – говорит Евгений Шимальский, – но для этого надо развеять расхожее мнение о том, что вся музыка, написанная в XX в., – «зубодробительная какофония». Для композиторов это, разумеется, не самоцель. Если вы были на концертах, которые мы организовывали, то могли убедиться, что, хотя их программы достаточно сложные, далеко не вся исполняемая музыка недоступна или непроницаема».

Внимательный подход к формированию программы и нежелание основателей «Уха» попасться в ловушку снобизма заслуживает похвалы. Впрочем, публике все же придется проделать некоторую работу, поскольку во всех отраслях современного искусства художники давно отказались от стремления «сделать слушателю приятное».

Запасы терпения

Размышлениям о том, в чем состоит работа, которую нужно сделать для понимания авангарда, я посвятил почти все время, пока ожидал выступления блестящего трио «The Octandre Ensemble» из Великобритании. В том, что это действительно будет работа, сомнений почти не было. За 20 минут, в течение которых подтягивались зрители, я с легкой тоской поглядывал на приготовленную к игре виолончель, лежащую на сцене. Ее лакированный бок золотисто-коричневого цвета обещал скорее полуторачасовую борьбу с самим собой, нежели духовное наслаждение. Тем не менее существовали и оптимистические предчувствия (кстати, они полностью оправдались), которые подпитывались программой, распечатанной на листочке. Последняя состояла отнюдь  не из набивших оскомину произведений классики XIX в. Например, в ней была фортепианная пьеса друга Беккета – композитора-минималиста Мортона Фельдмана – «Intermission 6» (1952) и совсем недавно написанное произведение «Incandenscence» (2011) Кристиана Мейсона. Огромное любопытство вызывала также легендарная пьеса «4’33» Джона Кейджа, которую можно наз­вать аналогом «Черного квадрата» в музыке. Не слишком богатый опыт по части живых концертов современной классики позволял мне примерить на себя роль неофита.

На следующий день мы побеседовали с Максимом Коломийцем, композитором и музыкантом украинского коллектива «Nostri Temporis», о том, чем может привлечь новичка академический авангард. «Людям, наверное, нравится, когда рядом есть что-то непонятное. Есть запрос на какую-то тайну, что ли, – размышляет музыкант. – В то же время наше государство, каким бы оно ни было сейчас, все-таки европейское по своему типу. Поэтому здесь будет существовать востребованность чего-то такого элитарного. Я не хочу сказать, что эта музыка какая-то суперэлитарная, но не всем доступная – уж точно».

Те или иные мотивы приводят на концерты, организованные агентством «Ухо», от 50 до 400 человек. В основном это молодые люди, и вряд ли все они поголовно владеют какими-то специальными знаниями. Что касается внутренней работы, то для каждого она индивидуальна. Самый общий рецепт, который может быть выдан на этот счет, состоит в том, чтобы максимально открыться музыке (какой бы странной она ни казалась на первый взгляд) и наблюдать за тем, что будет происходить внутри. Еще один дельный совет дал в свое время композитор Джон Кейдж: «Если что-то кажется вам скучным через две минуты, попробуйте послушать четыре минуты. Если все еще скучно – попробуйте восемь минут, потом 16, 32 и т. д. И вы постепенно почувствуете, что это вовсе не скучно, а очень интересно».

Спонсорские угодья

«Поскольку это почти совсем не заполненное в Украине культурное пространство, любая инициатива здесь находит разную поддержку, – рассказывает Александра Андрусик. – Но это, конечно, не означает, что все идет легко». Среди факторов, работающих в пользу организаторов, самый главный – артисты, которые в своей массе – люди подвижнические, не претендующие на непомерные гонорары и не занятые придумыванием анекдотических райдеров. Если им интересно участие в проекте, они готовы идти на существенные уступки. Это делает затраты на организацию относительно небольшими, но даже они требуют спонсора. На фестивале «ГогольFest» расходы по реализации программы «Новой музыки» (а это 11 выступлений украинских и зарубежных музыкантов) полностью взял на себя Дом образования и культуры «Мастер Класс» Евгения Уткина. Музыку на книжном фестивале частично профинансировал сам «Мистецький Арсенал».

Остальной бюджет «Уха» искали своими силами. При этом в фонды и культурные центры (наиболее активные среди них – Гете-институт, Польский, Французский институты и др.) решено было не обращаться. Там слишком большие очереди, а сроки поджимали.

«Мы попытались этот проект продать, – говорит Александра. – Это прекрасная тонкая музыка и в то же время статусная, и, на наш взгляд, она может быть интересна коммерчески. Нужно только суметь объяснить потенциальным спонсорам, на что они дают деньги. То есть дело прежде всего в правильной коммуникации». Действительно, аудитория, на внимание которой рассчитывает «Ухо», – люди, регулярно посещающие художественные галереи, скульптурные салоны, биеннале искусств. Когда-нибудь они обязательно захотят ликвидировать культурное отставание и в области современной музыки.

Среди тех, кто счел эти и другие доводы достаточно вескими, оказался Fairmont Grand Hotel Kyiv, поселивший у себя всех зарубежных артистов. Рестораны Сергея Гусовского поддержали выступление вокалистки Марьяны Садовской. Кроме того, агентству удалось заручиться поддержкой группы АИС (торговля автомобилями), которая стала официальным партнером «Фестиваля новой музыки». «Ухо» и в дальнейшем надеется быть убедительным для спонсоров. Агентство имеет много идей и большие амбиции, которые отнюдь не ограничиваются двумя проведенными фестивалями.

Маркировка

Музыка, которой занимается «Ухо», на западе называется «contemporary classical music». На русский язык это можно перевести, как «современная классическая музыка». Кто-то предпочитает говорить «современная академическая музыка», «академический авангард». Во многих случаях подразумевается приблизительно одно и то же. То есть экспериментальная новаторская музыка, которая создавалась после Второй мировой войны. Выдающиеся композиторские имена, к ней относящиеся: Карлхайнц Штокхаузен, Джон Кейдж, Мортон Фельдман, Лучано Берио, София Губайдуллина, Валентин Сильвестров и др. Для маркировки своих мероприятий «Ухо» использует также выражение «Новая музыка». Слово «новая» позволяет отмежеваться от понятия «классика», которое для большей части украинской публики намертво срослось с именами из XIX в.

 

Exit mobile version