Власть и бизнес
В EADS обнаружен инсайд
Ноэль Форжар, экс-президент аэрокосмического концерна EADS, был арестован по подозрению в незаконной торговле акциями на основе инсайдерской информации. По данным прокуратуры, в марте 2006 г. Форжар узнал, что программа выпуска аэробуса А380 не укладывается в запланированные сроки и об этом придется объявить инвесторам. Вместе с другими топ-менеджерами Форжар загодя разместил выгодные опционы, а также избавился от бумаг EADS. Когда в июне 2006 г. о задержках с поставками лайнера объявили официально, стоимость акций концерна снизилась на 26%.
Форжару грозит до двух лет тюрьмы и штраф в размере десятикратной прибыли от инсайдерской торговли (43 млн. евро). Сам обвиняемый и его коллеги свою вину отрицают. Они заверяют, что продали собственные пакеты, не подозревая о задержках с А380.
Эксперты предполагают, что нынешний скандал способен подорвать репутацию EADS. В частности, теперь компания может потерять выгоднейший контракт с американскими ВВС на поставку 179 самолетов-заправщиков на общую сумму $100 млрд.
Рейтинги
Европа богата богачами
Журнал Forbes опубликовал список 25 богатейших европейцев. Правда, это лишь избранные из 298 миллиардеров, проживающих в Старом Свете, чье совокупное состояние оценивается в $1,4 трлн.
Самым обеспеченным признан швед Ингвар Кампрад. Свой $31 млрд. он заработал на продаже мебели под брендом IKEA, которой занялся еще в 1947 г. Главная фишка данной продукции – непритязательность дизайна и невысокая стоимость за счет экономии на всем, в том числе и на сборке. Подобная идея оказалась более чем удачной: сегодня сеть IKEA насчитывает 277 магазинов в 40 странах. Однако сам Кампрад отличается удивительным для его статуса аскетизмом: останавливается в трехзвездочных отелях, часто ездит в общественном транспорте и летает исключительно экономклассом. Обедает в недорогих ресторанах и ходит за продуктами на деревенский рынок в предместьях Лозанны, где живет из-за низкой ставки налогообложения. «Расточительность – одна из тяжелейших болезней человечества. Деньги разрушают людей», – часто повторяет он.
Ближе всех возле Ингвара Кампрада расположился алюминиевый магнат Олег Дерипаска ($28 млрд.), которого окрестили самым предусмотрительным бизнесменом России. Благодаря серии успешных поглощений ему удалось превратить «Российский алюминий» в крупнейшего игрока отрасли, предполагаемый годовой оборот которого достигает $12 млрд. Сам предприниматель приписывает свой успех воле случая: «Мне повезло. Считайте, что все с неба упало». «Шведская бережливость» бизнесмену не присуща: одно из его хобби – разведение породистых лошадей. Стоит отметить, что Олег Дерипаска возглавляет впечатляющую когорту российских богачей, занявших почти половину мест в нынешнем рейтинге. Идущие следом Германия и Франция получили всего лишь по четыре позиции.
Бронзовым призером рейтинга стал немец Карл Альбрехт ($27 млрд.). В конце 1940-х он вместе с младшим братом Тео (шестая строка рейтинга) развил магазин своей матери в сеть супермаркетов-дискаунтеров Aldi, которая сейчас насчитывает 8 тыс. магазинов с оборотом в $67 млрд. Карл Альбрехт – человек непубличный; известно лишь, что среди его увлечений игра в гольф и выращивание орхидей.
Власть и бизнес
IPO под звуки траурного марша
Впрочем, запланированная сумма размещения еще может быть скорректирована в меньшую сторону. Одновременно с известием о готовящемся IPO DB оказался в центре шпионского скандала. Как выяснилось, концерн сотрудничал с фирмой Network Deutschland, глава которой Ральф Кюн недавно признался в том, что по поручению Deutsche Telekom занимался обработкой незаконно полученной телефонной информации. По его словам, заказ DB был аналогичным: отслеживать телефонные переговоры, банковские данные, собрать максимально полную информацию по конкретным лицам и обнаружить источники утечки информации. Факт заказа якобы поступил «с самого верха». Официальные представители DB подобные заявления опровергают.
Кризис-менеджмент
Американцам не до джипов
GM – крупнейший американский автоконцерн – объявил о масштабной реорганизации, вызванной необходимостью адаптировать бизнес к изменениям потребительского спроса в США и росту цен на бензин. СЕО концерна Рик Вагонер уже объявил о закрытии четырех заводов в Северной Америке (двух в США, по одному в Канаде и Мексике), занимающихся выпуском грузовиков и внедорожников. Данная мера, которая привела к увольнению 10 тыс. сотрудников, позволит достичь к 2010 г. $7 млрд. экономии. При этом концерн реструктурирует производство еще на двух своих заводах, сократив затраты и рабочие места.
Инвесторы восприняли план Рика Вагонера с энтузиазмом. Конечно, в плюс эти меры концерн не выведут, но позволят частично избавиться от балласта. Напомним, что по итогам 2007 г. GM оказалась самой убыточной компанией в США (-$38,7 млрд.), а ее акции с начала года потеряли в цене 40,8%..