Потребительские настроения украинцев улучшились

Значение индекса потребительских настроений (ИПН) в октябре равна 82,4, что лишь на 0,6 п. больше, чем в сентябре. В октябре несколько улучшились инфляционные ожидания, однако продолжался рост ожиданий девальвации. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine.

Оценка текущего положения осталась почти без изменений и имеет значение 80,5, что на 0,1 пункта хуже сентябрьского показателя. Что касается составляющих показателей, то они изменились незначительно. Так, например, индекс текущего личного материального положения прибавил 3,2 пункта и составляет 83,7, а индекс целесообразности делать крупные покупки потерял 3,4 пункта и снизился до 77,3.

Ожидания относительно развития экономики улучшились на 1,1 пункта, до 83,7. Составляющие этого индекса изменились так: индекс ожидаемых изменений личного материального положения прибавил  3,5 пункта и составляет 91,5, индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года улучшился на 2 пункта – до значения 78,6, а ожидания развития экономики в ближайшие пять лет снизились на 2,3 пункта, до 81.

В октябре несколько улучшились ожидания украинцев относительно динамики безработицы: соответствующий индекс равнялся 126,9, что на 0,4 пункта меньше, чем в сентябре. Инфляционные ожидания также стали лучше: их значение уменьшилось на 3,4 пункта, до 181,8. Однако углубляется пессимизм украинцев относительно курса гривни в течение ближайших трех месяцев: индекс девальвационных ожиданий ухудшился на 2,9 пункта, до 144,9.

Кроме того, исследователи зафиксировали в октябре  такие ключевые тенденции:

  •  возобновился разрыв между индексом текущего положения  и индексом целесообразности делать крупные покупки  – отставание второго от первого снова превысило 6 пунктов. Это происходило на фоне снижения инфляционных ожиданий до самого низкого уровня с июля 2011 года, но и параллельного увеличения ожиданий девальвации;
  • предвыборные инициативы, направленные на бедных, привели к сближению потребительских настроений граждан с доходом ниже среднего, и средним доходом. Если в сентябре индекс потребительских настроений у граждан со средним доходом превышал аналогичный показатель для респондентов с доходом ниже среднего на 14 пунктов, то в октябре этот разрыв уменьшился до 2 пунктов.

Аналогично уменьшился и разрыв в потребительских настроениях между наименее позитивной старшей группой 46-59 и группой среднего возраста 31-45 лет.

«Временный рост благосостояния перед выборами перевесило все больших ожиданий финансовой нестабильности, что вылилось в стабильность потребительских настроений в целом при различных тенденций в отдельных групп граждан», – комментируют аналитики GfK Ukraine.

Залишити відповідь