Об этом свидетельствуют результаты ежегодного исследования настроений украинских и европейских потребителей в сезон новогодних и рождественских праздников 2012-2013 гг. компании «Делойт».
Две характерные тенденции этого года – взвешенный подход к затратам и фокус на эффективные покупки. Потребители в большинстве стран Европы, включая Украину, придерживаются именно такого подхода.
«Украинцы учатся экономить. Если несколько лет назад наши исследования демонстрировали импульсивность покупок, то сегодня на первое место вышли прагматизм и тщательное планирование бюджета», – отмечает Ольга Шамрицкая, старший менеджер «Делойт», руководитель группы по предоставлению услуг компаниям розничного сектора».
Изменение приоритетов
По сравнению с другими европейскими странами праздничный бюджет украинцев остается довольно низким – 3 684 грн. Меньше нас потратят на новогодние праздники только жители Польши и Нидерландов. Впервые за пять лет, в течение которых компания «Делойт» проводит данное исследование в Украине, сумма праздничного бюджета осталась практически неизменной по сравнению с прошлым годом (рост бюджета в гривне составил всего 0,5%).
При этом наблюдается тенденция к изменению приоритетов украинских потребителей. Расходы на новогодний стол украинцев увеличатся на 27,7%, а вот на подарки, наиболее существенную статью расходов, потратят на 18,5% меньше.
В свою очередь сумма праздничного бюджета европейцев на новогодние и рождественские праздники 2012/2013 года практически не изменится по сравнению с прошлым годом и составит 591 евро. Больше всех урезать праздничные расходы будут жители Португалии (на 13,5%) и Греции (16,2%).
Украинцы хотят денег и путешествий
Разрыв между наиболее желанными подарками и подарками, которые с наибольшей вероятностью украинцы получат в подарок, существенно увеличился. В списке самых желанных подарков на первом месте вновь оказались деньги. Причем если в прошлом году 49% украинцев назвали такой подарок самым желанным, то в этом году в его пользу высказалось 60% украинцев. На втором месте среди подарков, которые украинцы хотели бы получить, традиционно находятся путешествия.
В то же время, дарить деньги в этом году будет меньше людей, чем в прошлом. Количество украинцев, планирующих подарить деньги друзьям и родным, уменьшилось с 43% до 26%. Путешествия, компьютеры и смартфоны, которые также многие украинцы мечтают получить в качестве подарка, даже не вошли в ТОП-10 самых популярных подарков. А вот самые высокие шансы у украинцев получить в подарок на Новый год косметику и парфюмерию или сладости.
Жители европейских стран также предпочитают получать в подарок деньги. Но шансов получить именно тот подарок, о котором мечтали, не много. Дарят европейцы друг другу на Новый год традиционно книги и косметику.
Стратегия покупок: тщательное планирование
Сокращение бюджета на новогодние подарки не приведет к уменьшению их количества. Но выбирать подарки будут более тщательно и скрупулёзно. 41% украинцев планируют дарить больше полезных подарков на новогодние праздники, чем в прошлом году. В качестве подарков для детей предпочтение будет отдаваться развивающим игрушкам и книгам.
Возрастет число украинцев, которые будут искать подарки на распродажах. 46% опрошенных отметили, что будут больше внимания обращать на стоимость товара. Около 56% украинцев отметили, что будут пытаться снизить количество импульсивных покупок. В то же время спрос на товары под торговыми марками розничных сетей несколько снизится.
В предпраздничных хлопотах украинцев все большую роль отыгрывают интернет-ресурсы. Причем не столько как удобный и быстрый канал продаж, сколько как способ найти идеи для подарка и наиболее оптимальную цену на выбранный товар. Покупать товары украинцы все еще предпочитают в классических магазинах, где их привлекает безопасность оплаты и возможность легко обменять или же вернуть купленные товары.
«Интернет-магазины сегодня становятся весомой конкуренцией для представителей розницы. Чтобы удержать позиции, топ-менеджерам классических магазинов стоит задуматься над тем, как помочь покупателю в выборе и сравнении товаров в магазине. В свою очередь владельцам интернет-магазинов задуматься над тем, как обеспечить безопасность оплаты и дать покупателю гарантию возможности возврата либо замены приобретенного товара», – отмечает Ольга Шамрицкая.
Справка:
Компания «Делойт» проводит предновогоднее исследование потребительских настроений в 18-ти странах мира в течение 15-ти лет. Украина принимает участие в данном исследовании уже 5-ый год. В этом году в рамках исследования были опрошены 18 587 потребителей методом Интернет-анкетирования в течение второй и третьей недели сентября. В Украине в исследовании приняли участие 796 человек в возрасте от 18 до 65 лет, проживающие в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке, Одессе, Львове, Николаеве и Суммах. Опрос проводился по репрезентативной выборке для каждой из стран – участниц с использованием аналогичной для всех стран интернет-анкеты.
«Делойт» предоставляет услуги в области аудита, налогообложения, консалтинга, корпоративных финансов, управления рисками, управленческого и финансового консультирования и консультирования в области права государственным и частным компаниям, работающим в различных отраслях промышленности.