Вкладывая деньги в коллекционирование произведений искусства, украинские предприниматели все чаще хотят не столько заработать, сколько духовно обогатиться.
Киевский бизнесмен, коллекционер и меценат Дмитрий Андриевский поделился с «&»своими размышлениями об истинной природе коллекционирования, его подводных камнях и приятных радостях.
Терпеливая философия
Я начал коллекционировать живопись 16 лет назад. Первыми были крымские пейзажи Федора Захарова. Сегодня у меня в приоритете авангардные вещи: Родченко, Лисицкий. Ко всему приходишь постепенно. Коллекционирование – не просто собирательство, но еще и духовное, интеллектуальное развитие. Я думаю, что каждый человек немножко коллекционер. Ведь всем приятно жить среди вещей, доставляющих нам удовольствие. И не обязательно они должны быть материальны, это может быть, например музыка. Поэтому когда ты уже нашел то, что тебе интересно, ты постоянно развиваешься: от живописи переходишь к скульптуре, от скульптуры – к керамике, от керамики – к фотографиям. Все это сопровождается покупкой книг, каталогов, ты обрастаешь красивыми вещами, они входят в твою жизнь. Когда человек смотрит на красоту, он к ней приближается, и это развивает эстетическое чувство, повышает качество жизни.
Нужно запастись незаурядным терпением, чтобы отыскать, отследить именно то, что ты хочешь. Мы много времени потратили, чтобы попасть в очень закрытый круг коллекционеров в Париже. Они не любят перекупщиков, уважают людей платежеспособных, собирающих собственную коллекцию, ищущих для нее определенную тематику. Например, известнейшую фотографию (работа Роберта Дешарна) мне удалось купить у знаменитого коллекционера Филиппа Самуэля, который одновременно является арт-дилером и владельцем нескольких галерей.
Интригующая борьба
Для настоящего коллекционера стоимость работы – это уже вторично. Появляется азарт, ты включаешься в интригующую борьбу, чтобы добыть то, что тебе нужно. Я ищу интересующие меня вещи повсюду, не только на аукционах, но и в частных коллекциях. Успех для коллекционера – это когда качество произведения и цена совпадают. Бывает, тратишь гораздо больше денег, чем планировал, поскольку не ты один за этим гоняешься, и цена может взлететь многократно. Но бывают удачи, когда покупаешь, казалось бы, очень дорого, а через пару лет работа становится в два раза дороже. Я много лет был практически единственным крупным в Украине покупателем графики. У меня есть уникальные вещи Репина, Крымова, Поленова, Куприна.
Сложность еще и в том, что хороших, качественных работ на рынке становится все меньше. Неофициальный рынок играет на этом, подсовывая подделки. Тут все зависит от профессионализма экспертов, услугами которых ты пользуешься. У картины должна быть история: у кого в коллекции хранилась, на каких выставках была. Тогда есть больше гарантий, что это подлинник. Но услуги профессионалов дорого стоят. И к тому же надо платить налоги в стране, где это приобретается. А когда ввозишь в Украину, платишь налог по нашему законодательству, в результате получается двойная цена. Поэтому некоторые приобретенные коллекционные вещи так и хранятся за рубежом.
Безусловно, можно об этом говорить и как об инвестициях, поскольку некоторые работы, приобретенные мной десять лет назад за несколько сот долларов, сейчас стоят уже тысячи. И рост цен будет продолжаться. Особенно это касается художников, котирующихся на мировых аукционах. К примеру, художники Серебряного века выросли в цене в десять раз. Капитализировать же свою коллекцию и продавать я не собираюсь.
Нелегкий способ
Хоть предметы искусства и сЧитаютсЯ одним из самых инвестиционно привлекательных вложений, но все-таки коллекционирование и инвестирование в искусство – разные понятия. Настоящий коллекционер, собирающий свою коллекцию, работ этих не продает. Выставлять – пожалуйста, может, что-то поменять, но продажа маловероятна. Многие оставляют их своим наследникам, такие коллекции живут в поколениях. Есть очень богатые люди, имеющие весьма серьезные коллекции, в которых работы стоят десятки миллионов долларов. Однако это не значит, что они готовы их продать и потратить деньги на дорогие машины или квартиры. Для коллекционера продажа – не главное. Безусловно, очень важна оценка твоей коллекции обществом, ее жизнь, интерес к ней со стороны публики, в том числе и проявляющийся на выставках. Наслаждение, которое ты получаешь от коллекционирования, непередаваемо, ведь ты следишь за любой работой, читаешь литературу, вздрагиваешь, когда открываешь книгу и смотришь на известную картину, а у тебя есть, например, ее этюд или графическая работа данного автора. Вот в чем удовольствие – в твоей причастности к великому. Если рассматривать коллекционирование только как инвестицию, я не советовал бы даже начинать, потому что придется тяжело и будет много разных разочарований. Немало надо потратить времени и сил. Есть способы заработать деньги значительно легче. А когда успешный бизнес даст ощущение самодостаточности, появятся и возможности заниматься коллекционированием. И это уже будет совсем другой подход.
Особое состояние души
Лично меня не столько привлекает азарт, сколько особое состояние души. Огромное значение имеет создание своего внутреннего душевного комфорта, внесение гармонии в обстановку, в которой живу я и растут мои дети. У меня дома, например, всегда звучит фоном легкая классическая музыка. И где-то в подкорке у детей уже закладываются какие-то основы прекрасного. Думаю, со временем у них сформируется некая система ценностей, что поможет им потом достаточно успешно ориентироваться в нашем совершенно разбалансированном жизненном пространстве, как это помогло когда-то мне.
Точно так же хочу оставить за собой красивый след и в городе, в котором живу. И если дети по каким-то причинам не захотят продолжать вести дальше коллекцию, ничего страшного не произойдет: можно подарить государству или придумать что-нибудь еще. Например, у меня давно есть идея создания музея частных коллекций, ведь украинские коллекционеры довольно серьезно представлены на различных международных аукционах и выставках. Я знаю нескольких заинтересованных в этом серьезных людей, которые могли бы собрать свои средства и сделать подобное. Но сегодня все меценатские проекты мало того что осуществляются за счет персональных средств, так еще и после уплаты налогов. Это делает их значительно дороже. Если бы часть денег направлялась на данные проекты до уплаты налогов (как это происходит в других странах), все было бы гораздо проще. И музей уже стал бы частью реальности.
Человек внутреннего комфорта Дмитрий Андриевский. Родился в 1967 г. в поселке Ольга (Приморский край). Окончил Киевский политехнический институт (1992), Национальную академию госуправления при Президенте Украины (2005). Работал инженером в производственном объединении «Реле и автоматика», директором частного предприятия «Оникс», главой представительства «Франклин Груп» (Великобритания) в Украине, вице-президентом, затем – президентом концерна «Киевподземпутьстрой». С 2002 г. – депутат Киевского городского совета, с 2006 г. – член постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития. |