В 2014-2015 гг. среди торговых центров Украины появятся «жертвы». Так, по мнению Филиппа Бертере, директора по недвижимости Иммошан Украина, проявит себя неликвидность части проектов, реализованных за последнее время.
И это несмотря на дефицит качественных торговых площадей в стране и большое количество новых проектов. На вопрос: «Что же делать?» руководитель дал очевидный ответ: «Дифференцироваться». «Нельзя забывать о том, что торговый центр – тоже продукт. Чем один продукт отличается от другого? Составом, упаковкой, названием, да мало ли чем. Суть в том, что торговый центр должен отличаться, а клиент понимать, что это именно его продукт. Нет дифференциации – нет и постоянных клиентов. При этом большинство торговых центров, работающих в Украине, очень похожи друг на друга», – продолжает Ф. Бертере.
Повидав много рынков на разных стадиях развития и опираясь на многолетний опыт Auchan Group, куда входит Иммошан Украина, компания демонстрирует один из вариантов создания отличий. Свой первый в стране проект – ТРЦ Rose Park в Донецкой области – девелопер намерен сдать к осени 2013 г. Новое название объекта компанией было озвучено только в конце октября текущего года, тогда как изначально говорилось о «Ситипарке». Такую перемену они поясняют тем, что это название больше соответствует специфике региона («Донецк – город роз»). Но по сути флористическая часть появилась одновременно с детализированной информацией о том, каким будет новый объект, а именно – единственным в Украине проектом, прошедшим «Зеленую сертификацию». Этот метод оценки экологической эффективности зданий был разработан в 1990 г. британской BRE Global и подразумевает применение лучших экоэффективных практик во время строительства и эксплуатации. Сюда входит управление энергией, водными ресурсами и отходами деятельности, использование возобновляемых источников энергии, а значит, сокращение выбросов СО2 и загрязнение атмосферы.
Возможно, одной из причин, по которой другие крупные торговые объекты в стране пока не прошли «Зеленую сертификацию», является ее стоимость. Говоря о том, что инвестиции в эту составляющую проекта были очень весомыми и возврат их будет долгим, точную сумму в компании не называют. Известно только, что общая сумма, направленная на строительство объекта, превышает €30 млн. Общая площадь центра составляет 48 тыс. кв. м, из нее торговая занимает 32,5 тыс. кв. м (это без упомянутого гипермаркета), где разместятся около 120 магазинов.
Возводится здание на площади, прилегающей к гипермаркету «Ашан» в Макеевке, который внесет свой вклад в поток покупателей нового торгового центра. Особый акцент компания делает на развлекательной составляющей – в проект включены детские игровые центры, роллердром, зона ресторанов и самый большой в регионе мультиплекс на девять залов. Все это плюс событийные мероприятия компания относит к «площади жизни» – месту, где по замыслу девелопера покупатели смогут приятно проводить время. Отдельно ведется работа над созданием внутри центра «пути клиента» в зависимости от того, на каком транспорте человек прибыл, каковы его цели, куда он направится первым делом и что увидит по дороге. По большому счету в развитых европейских странах все эти составляющие уже долгое время считаются правилом хорошего тона подобных центров. В Украине же они пока только внедряются. Практически то же происходит и с интеграцией современных технологий в работу центра. «Я недавно ездил во Францию и посетил один из торговых центров. Там на выходе стоит большой экран, на котором посетители могут при желании посмотреть загруженность дорог, идущих от объекта и дальше по городу. Сделано это для удобства клиентов, им таким образом будет проще продумать свой обратный путь, – рассказывает Ф. Бертере. – Интерактивные современные технологии необходимы центрам для того, чтобы создавать дополнительные потоки посетителей. В целом мы просто обязаны их учитывать и использовать, так как многоканальные коммуникации – это вызов современности, который необходимо принять».
Какими будут точки дифференциации других объектов компании в Украине, покажет время. Но планы у Immochan серьезные: ежегодно она инвестирует в строительство и развитие новых торговых точек около €300 млн., 10% из которых идут на украинский рынок – один из приоритетных сегодня для группы.