Самым актуальным трендом в деятельности часовых компаний в последний год стало открытие собственных мануфактур. Этому швейцарцев принуждают изменившиеся правила игры на рынке, так как, согласно обнародованному в середине лета предварительному решению антимонопольного комитета COMCO, крупнейший поставщик часовых механизмов и компонентов – Swatch Group – сократит их продажу третьим лицам к 2014 г. на 50%, а к 2022-му – на целых 70%. Взбодренные этими решениями, часовые компании со всего света возводят свои производства в Альпах и таким образом стараются не только восполнить недостаток комплектующих на рынке, но и соответствовать стандарту Swiss Made, в соответствии с которым как минимум половина всех деталей и работ, потраченных на производство часов, должны быть произведены в Швейцарии.
Расширяет свое производство и марка A. Lange & Sohne, в сентябре торжественно начав строительство дополнительного корпуса часовой мануфактуры. Однако семья Ланге отнюдь не стремится попасть в Швейцарию, а развивает часовое дело в своем родном саксонском городе Гласхютте и заявляет, что высококачественные часы можно создавать, не используя авторитет и престиж Swiss Made. Более того, ровно десять лет назад немецкие часовщики были приняты в клуб наиболее престижных швейцарских марок – с 2002 г. компания выставляется на Женевском часовом салоне рядом с такими грандами, как Vacheron Constantin, Audemars Piguet и Jaeger-LeCoultre. Все это благодаря бережно лелеемым традициям, радикальным новшествам часовой механики и стандарту Made in Germany, не уступающему по перфекционизму швейцарским.
Зеница ока
Вызвавшись доказывать свое равенство с лучшими часовыми марками Швейцарии, саксонцы успешно конкурируют с ними по всем позициям, включая такой краеугольный для альпийских компаний термин, как «традиции». Радикально заявляя, что часовое наследие Лангов ничем не уступает вековым историям любого из швейцарских брендов, саксонская компания претворяет свой постулат в жизнь с завидной последовательностью, педантичностью и одержимостью и стремится превзойти в швейцарскости даже самих швейцарцев.
Действуют мастера из Гласхютте по проверенным часовой индустрией законам – каждый уважаемый люксовый бренд регулярно ворошит архивы в поисках новых идей, не нарушающих при этом фирменную философию и идентичность. То же сделали и немцы, основательно «перетряхнув» сохранившиеся с XIX в. карманные модели и адаптировав изобретения основателя марки Фердинада А. Ланге к наручным часам. Так, 150-летним «возрастом» отличаются такие детали, как фирменный индикатор запаса хода, кнутообразный регулятор баланса, а также бриллианты, венчающие его опору.
В сохранении традиций фирменной механики в Гласхютте во многом следуют «букве закона», в точности повторяя методы и приемы вековой давности, однако это касается в основном декорирования – так, вручную отделывают те же детали, что и при Фердинанде А. Ланге, и даже орнаменты гравировки не меняют. Поскольку ее узор остается неизменным, «почерк» того или иного гравера в Гласхютте распознают по глубине резьбы и легким видоизменениям завитков.
На глобальном уровне компания остается более верной заветам часовых традиций, чем подавляющее большинство швейцарских брендов, которыми владеют крупные корпорации, а не люди, чьи имена написаны на часах. Владельцем же немецкой компании сейчас является Вальтер Ланге, представитель четвертого поколения семьи основателей. Его успех на часовом поприще и сохранение традиций – результат гораздо более трудной работы, чем в случае с нейтральными швейцарцами, не прерывавшими работу и во время Второй мировой войны. А вот предприятие Ланге, разрушенное бомбежками и во времена ГДР работавшее на VEB Glashutter Uhrenbetriebe (теперь это часовая компания Glashutte Original, принадлежащая Swatch Group), было восстановлено только в 1990-е.
После войны Вальтер Ланге жил в ФРГ, но как только Берлинская стена пала, вернулся в Гласхютте и 7 декабря 1990 г. основал A. Lange & Sohne – в тот же день, когда компанию основал Фердинанд Адольф Ланге в 1845 г. А через четыре года были представлены первые 123 модели обновленной компании.
Впереди планеты
Однако одних традиций мало – эксплуатация только этого маркетингового приема мало что дает в глазах швейцарцев, у которых своего наследия хоть отбавляй. Доступ в лучшие из лучших открывается инноваторам и трендсеттерам, которые смогли хотя бы раз задать тон и раскрыть новые горизонты часовой механики. И это удалось A. Lange & Sohne, причем как в области часового дизайна, так и механизмов.
Первой удачной заявкой на успех стала презентация в 2005 г. часов «Tourbograph Pour le Merite», посвященных 160-летнему юбилею марки.
Саксонские часовщики реанимировали старинный механизм – фузею – и адаптировали его к наручным часам. С XVI по XVIII в. этот узел служил для уравновешивания крутящего момента пружины часов и соответственно более стабильной работы механизма. Однако к XIX в. фузея стала редкостью – в наручных часах ее практически не использовали в связи с необходимостью миниатюризации. Оснастив ею наручные часы впервые в новейшей истории наручной механики, компания смогла добиться усовершенствования как в функциональном, так и эстетическом плане – работающая фузея, состоящая из 700 деталей, была открыта на задней части корпуса «Tourbograph Pour le Merite». Этот эффектный ход наделал шума в часовом сообществе, и у немцев появились швейцарские последователи – сначала независимые часовщики из проекта Cabestan, а затем даже «великий и могучий» Breguet, также представивший часы с фузеей.
Еще одним прорывом саксонцев, заставивших упрямых швейцарцев считаться с ними, стало внедрение сверхбольших индикаторов даты, для которых был разработан специальный дисковый модуль. Они не только сорвали овации коллег, получив за это престижный приз Grand Prix d›Horlogerie de Geneve в 2009 г., но и ввели в моду крупные индикаторы даты, появившиеся в часах многих швейцарских компаний.
Сделано в Германии
На циферблатах всех часов A. Lange & Sohne написано: Made in Germany. В то время как большинство часовых марок «родом не из Швейцарии» стремятся соответствовать стандартам альпийской страны, немцы утверждают собственные. В приложении к производству часов стандарт качества Made in Germany означает не только принятые всеми марками высшего часового дивизиона акценты на новейшие технологии в сочетании с ручным трудом, но совершенно особые мануфактурные «привычки». В частности, A. Lange & Sohne является чуть ли не единственной часовой компанией в мире, специалисты которой собирают каждый механизм дважды для улучшения показателей его работы. Кроме того, они гордятся использованием местных материалов, например, так называемого немецкого серебра, добываемого тут же, в Саксонии.
Компания всячески популяризирует знак Made in Germany, например, в этом году она празднует 125-летие его основания, подчеркивая, каких весомых успехов добились немцы за это время. Ведь история Made in Germany начиналась отнюдь не радужно: в XIX в. Германия была европейским аналогом Китая, заваливая окружающие страны низкопробными подделками.
В результате изданный в 1887 г. в Великобритании закон о торговых марках в рамках кампании за поддержку национального производителя обязывал каждого экспортера указывать страну и даже город, где был произведен товар. Для большинства немецких фирм это стало болезненным ударом, на который они ответили улучшением качества. Одним из первых в этом ряду был Фердинанд А. Ланге.