Согласно исследованиям, струйный рынок растет, поскольку он обеспечивает значительные преимущества в цепи поставок. Дальнейшие события упрочнят позиции данной продукции и ускорят ее распространение.
Струйная печать развивается не дискретно. Данные технологии используются в самых различных сферах: графика, упаковка, промышленность с применением различных типов оборудования и материалов. Струйные печатающие устройства используются в печати на текстиле, при изготовлении напольных покрытий и синтетических строительных материалов, украшений на стекле и керамике. Они применяются в производстве дисплеев, солнечных батарей и некоторой электронной продукции. У струйной печати имеется большой потенциал для эксплуатации в производственном процессе для точного нанесения небольшого количества материала при создании многослойных структур.
Эта гибкость в возможности использования продукции привлекла внимание многих ведущих поставщиков оборудования для печати, и они вложили немалые деньги в разработку новых систем печати, гораздо больше, чем в любой другой печатной технологии. Выгода видится не только в непосредственных продажах устройств для печати, очень прибыльна продажа чернил, а также обслуживание аппаратов в течение всего срока эксплуатации.
Глобальные тенденции
Струйные печатающие устройства в настоящее время занимают небольшую часть глобального рынка печати и печатной упаковки. В 2011 году на долю данного сегмента приходилось около 4,2% от денежного оборота рынка печати и чуть менее 0,5% от его объема. Он привлекателен для поставщиков, так как сектор стремительно растет, в то время как остальные объемы рынка печати падают. Сегмент струйников в 2017 году по-прежнему составит менее 1% от объема рынка печати, но это будет составлять почти 7% всего оборота финансов на рынке.
Визуальные коммуникации являются крупнейшим сектором, где используется струйная печать. Они представляют 57% оборота в 2011 году. Но эта доля неуклонно снижается, так как технология начинает применяться при печати книг, почтовой рассылке, в упаковке и этикетке, и коммерческих продуктах, а все эти сферы производства стремительно растут. Наружная печать была первым рынком, в котором использовалась технология струйной печати после запуска первого широкоформатного печатающего устройства в 1990 году. Это повысило конкурентоспособность по сравнению с трафаретной печатью. Струйная печать взяла на себя большую часть потенциала в изготовлении экранов для вывесок. Это стало причиной к появлению многих коммерческих принтеров. Используемое оборудование варьируется в диапазоне от недорогих машин с движущейся печатающей головкой до широкоформатных принтеров и высокопроизводительных аппаратов, в которых печатающая головка зафиксирована, а планшет с носителем движется относительно ее под определенным углом. У последних аппаратов качество напечатанных изображений зависит от числа проходов.
Успех струйных печатающих устройств объясняется тем, что данные принтеры способны лучше подстраиваться под меняющиеся требования рынка. Аналогичная картина наблюдается в сфере печати на керамической плитке. Здесь струйники предоставляют множество экономических и производственных преимуществ по сравнению с трафаретной печатью. Большая гибкость технологии включает в себя бесконечное множество дизайнерских решений и расцветок, печать на крае плитки, быстрое время отклика при начале печати и более низкий процент поломок носителя. Для трафаретной печати работа по переключению режимов для различных видов плиток может занять целый день. При работе со струйными печатающими устройствами каждая плитка может отличаться от остальных, что делает печать малых тиражей более экономичной.
Сейчас известно около 600 линеек струйных печатающих устройств. В 2012 году прогнозируется создание еще 500 линеек стоимостью от $ 350 000 (€ 274 000) до $ 1,5 миллиона.
Еще одна быстрорастущая область, в которой используется струйная печать, это текстильная промышленность, где цифровая печать, как новая, быстро развивающаяся технология, уже выходит на поток.
Динамичные рынки
Струйные широкоформатные печатающие устройства широко используются в наружной печати, но по-настоящему динамичный сектор рынка – это высокоскоростные струйники. В их пользу многие поставщики отказываются от большого объема лазерной монохромной печати.
Аврелио Маругги, вице-президент HP, говорит, что высокоскоростная струйная печать сейчас является частью мейнстрима. Его компания выпустила в свет более 60 линеек высокопроизводительных устройств T-серии.
Персонализация при больших объемах производства
Струйные печатающие устройства используются при печати периодики. Так, издание «Популярная механика» в ноябре отправило американским подписчикам 300.000 экземпляров журнала с персонализированными обложками. Каждого подписчика приветствовали по имени, и на обложке было размещено фото его родного города.
Внутри журнала был 16-страничный раздел рекламы, в котором читатели могли узнать, где они могли бы купить струйные принтера вблизи от места проживания. Кампания принесла немалую пользу производителями принтеров, но и продемонстрировала большой потенциал струйников.
Рынок струйников в России
О состоянии российского рынка струйных печатающих устройств и расходных материалов, а также перспективах его развития нам рассказал генеральный директор торгово-производственной компании INKSYSTEM Андрей Ушаков.
«В России и странах СНГ поддерживается мировая тенденция роста рынка струйной печати. Правда, темпы роста продаж в регионах заметно (приблизительно на 30%) опережают продажи в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, можно прогнозировать, что бизнес, связанный с рынком струйных принтеров, будет уходить в регионы.
Помимо увеличения популярности струйных печатающих устройств вообще, наблюдается повышение спроса на американские принтера и МФУ, которое составляет 50%. Это можно объяснить тем, что цена на данные устройства в среднем на 20-30% ниже стоимости аналогичных европейских аппаратов. А, как мы знаем, продажи струйной техники во многом зависят от цены, как, например, на рынке мобильных телефонов.
Кроме того, вместе с развитием рынка струйников, развивается рынок альтернативных расходных материалов. Это объяснимо: пользователи не хотят переплачивать за печать, ведь получать качественную печатную продукцию можно за меньшие деньги.
Наблюдается также важная тенденция: все больше малых офисов выбирают струйные печатающие устройства. Низкая стоимость аппаратов, а с установленной СНПЧ – еще и низкая себестоимость печати обуславливают этот выбор. При этом скорость и качество печати аналогичны лазерным принтерам.
Пользователи также стали больше обращать внимание на качество продукции и сервисное обслуживание, например, удаленную техподдержку и постгарантийное обслуживание. Рынок струйной печати и расходных материалов в ближайшие 5-7 лет будет активно развиваться».
Таким образом, мы видим, что глобальный и российский рынки струйных печатающих устройств имеют общую тенденцию – развиваться. В России этот рост будет, в основном, поддерживаться региональными рынками. В мире же большинство компаний делают ставку на развитие технологий. В любом случае, можно уверенно сказать: в ближайшее время на рынке струйников будет интересно.