За последние 40 лет интерес к солодовым виски возрос в десять раз.
Первые купажи шотландского виски (бленды) появились в XIX веке. Смешивание солодовых и зерновых спиртов различной выдержки было скорее рыночной манипуляцией, чем попыткой создания тонкого и сложного напитка. Купажисты стремились получить максимум прибыли при минимальном расходе качественного сырья. Однако именно в купажированном виде шотландский виски завоевал мировую популярность.
В числе компаний, уловивших солодовый тренд, была тогда еще малоизвестная R. Kemp Macallan-Glenlivet. До этого времени о превосходном качестве ее спиртов знали только купажисты. Они всегда охотно включали их в свой ансамбль. В 1970-х Macallan-Glenlivet начала сольную карьеру, и сегодня продает виски только в бутылках под своим брендом. Нынешний Macallan – это 22% всего односолодового виски, производимого в мире.
Недавно Киев посетил Стюарт МакРей, директор по развитию рынков и штатный пропагандист Macallan в странах СНГ. Мы расспросили г-на МакРея об особенностях производства и реализации его виски.
Хорошее место. Наша винокурня расположена в знаменитом шотландском регионе Спейсайд. Местная вода и природа прекрасно подходят для производства виски. Конечно, об этом знаем не только мы. Здесь работает более 50% всех винокурен, производящих односолодовый виски в Шотландии.
Маленькие кубы. Перегонные кубы Macallan самые маленькие в Спейсайде. В них получаются очень маслянистые спирты с сильным фруктовым ароматом. Если вы надолго оставляете этот спирт в бочках, маслянистость играет вам на руку. Она не дает вкусу старого виски стать слишком древесным.
Испанское дерево. Любой специалист подтвердит, что 60-70% аромата виски зависит от бочки. 90% солодового виски производится из спиртов, выдержанных в американских дубовых бочках из-под бурбона. Мы же покупаем еще и испанские бочки из-под хереса. Такая бочка стоит 700-800 евро – в 10 раз дороже американской. Но мы платим такие деньги, потому что эти бочки обеспечивают фундаментальное отличие вкуса. Чтобы придать напитку необходимый цвет, в большинство как солодовых, так и купажированных виски добавляют карамель. Для Macallan это исключено.
Хороший спрос. Сегодня мы производим около 60 млн. бутылок в год. Спрос на виски Macallan позволяет нам продавать в два раза больше, но, к сожалению, у нас нет таких запасов старого виски.
Интеллектуальные потребители. Главный рынок для Macallan сегодня – Тайвань. В минувшем году эта страна обошла США, Японию и Великобританию. Тайвань, как и большинство азиатских государств, был коньячной страной. Там живут очень интеллектуальные люди, которым важно знать, из чего сделан продукт. На местном рынке цена 12-летнего single malt соответствует коньяку категории V.S.O.P., а 18-летний стоит столько же, сколько коньяк X.O. Однако «12 лет» на этикетке виски – это возраст самого молодого спирта, который входит состав данного напитка. А коньяки V.S.O.P. и X.O. могут включать и более молодые спирты. Тайваньцы сочли виски более выгодным продуктом и довольно быстро перешли к его потреблению.