Японский художник, соединив несоединимое – науку о подводном садоводстве и науку о земледелии, – создал новую форму искусства – акваскейпинг, которая сейчас завоевывает мир.
Это история о том, как хобби превращается в преуспевающий бизнес, или как профессиональный велосипедист стал родоначальником нового дизайна – акваскейпинга, который сейчас так популярен в мире.
С детства увлекаясь исследованием мира рыб и водорослей в окрестностях Ниигаты, Такаши Амано стал использовать аквариум как холст: создавать свои аквариумные сады, напоминающие сады камней, и фотографировать их. Издание фотоальбомов и победы на международных конкурсах фотографии привлекли внимание к его творчеству. Амано начал путешествовать в поисках уникальных образцов растений и рыб для создания своих экосистем в миниатюре, которые воспринимаются как произведения искусства. Его секрет – в создании живого ландшафта. Но не того, что можно наблюдать в реальном подводном мире, а оригинального, с использованием красоты земли и яркого великолепия подводного мира. Он совершенно по-новому посмотрел на аквариумистику и превратил ее из весьма скучного занятия в неограниченное буйство фантазии. Амано знакомит мир с одним из направлений японского дизайна травников Wabi-Sabi (что в переводе с японского означает «ощущение природы»). Это красота неидеальных, невечных и незаконченных вещей. Такаши Амано: «Нам следует помнить, что либо мы живем в согласии с природой, создавшей нас, либо не живем вообще. Через общение с живой природой мы постигаем сложные связи и отношения между разными формами жизни: растениями, рыбами, микроорганизмами и людьми. Богатство и красота идут нога в ногу с гармонией, равновесием».
Аквариумы Амано стали модными. Его книги переводятся на многие языки мира, его философия объединила тысячи людей в Японии, Европе, Азии и США. Владимир Ужик и Ольга Барановская, основатели и владельцы «Студии Изящной Аквариумистики» в Харькове, считают себя последователями идей японского гуру акваскейпинга. Украинские аквадизайнеры – одни из немногих европейцев, бравших уроки мастерства непосредственно у самого Такаши Амато в его студии в Ниигате. Они же являются призерами The International Aquatic Plants Layout Contest (IAPLC, Япония) – самой престижной международной оценки мастерства аквадизайнеров, занимают высшие места в мировых рейтингах, их работы признаны международной судейской коллегией IAPLC лучшими среди работ европейских аквадизайнеров в 2005 и 2006 гг. «Природный аквариум Амано поднял жанр аквариумистики на более высокий уровень, – рассказывает Владимир Ужик. – Сейчас работу с аквариумным пространством можно назвать одним из способов самовыражения и самосовершенствования. Интерес вызван прежде всего свежестью аквариумных картин. Это природный подводный пейзаж, где палитрой служат растения, животные, коряги, камни плюс фантазия и художественный вкус. В итоге получается целостное произведение, где все – от песчинки до рыб – гармонично, уравновешенно, естественно и живо. Это маленький мир, которым можно восхищаться».
Бонсай в аквариумистике
Aquascape (акваскейп) – водный пейзаж (неологизм, образован по аналогии с landscape – пейзаж, ландшафт). Родиной этого ультрасовременного вида творчества является Япония. Основой дизайна миниатюрного водного пейзажа послужила концепция Nature Aquarium (природный аквариум), предложенная в конце ХХ века фотохудожником пейзажистом и аквадизайнером Такаши Амано родился в 1945 г.) и известная миру как концепция японского аквариума. Суть японского подхода к дизайну аквариумной композиции заключается в следовании при создании произведения основным принципам и законам природы и акценте на эстетической стороне. В изобразительной части японский аквариум должен иметь смысл, обладать темой и художественно разработанным сюжетом. В биологической – это грамотно сбалансированный, созданный исключительно из природных материалов биогеоценоз, каждый элемент которого выполняет свою функцию. Это живая и развивающаяся маленькая модель мира.