Site icon Companion UA

«Человек года-2002» деполитизировался

НАГРАЖДЕНИЯ

«Человек года-2002» деполитизировался

Что? 9 марта в Национальном дворце «Украина» состоялась седьмая по счету церемония вручения общенациональной программы «Человек года-2002». В нынешнем году не обошлось без нововведений – организаторы программы заменили номинацию «Парламентарий года» на «Культурный проект года». А среди традиционных номинаций появилась еще одна новая – «Благотворительная программа года». Как было сказано на пресс-конференции, посвященной определению лауреатов, такие перестановки связаны с желанием деполитизировать общенациональный рейтинг. По мнению организаторов, в этом году была усовершенствована и оценочная система: определявшие победителей экспертные группы были сформированы по направлениям – региональный, финансово-экономический и гуманитарный, что, как считают организаторы программы, помогло точнее и компетентнее определить лучших.

Как? В экспертном выборе претендентов в текущем году принимали участие около 600 экспертов, делегированных 127 общественно-политическими организациями, творческими союзами, фондами и СМИ. Среди многих достойных в 17 профессиональных номинациях были определены по три лучших (максимальное число претендентов в номинации «Деятель искусств года» – 97 человек). А накануне торжественной церемонии награждения члены высшего академического совета программы тайным голосованием окончательно определили победителей.

Кто? В этом году обладателями премии «Прометей-Престиж» и титула «Человек года» стали: председатель Одесской облгосадминистрации Сергей Гриневецкий («Региональный лидер года»), городской голова Днепропетровска Иван Куличенко («Городской голова года»), президент ОАО «Азовмаш» Александр Савчук («Менеджер года»), председатель правления АКБ «Райффайзенбанк Украина» Игорь Францкевич («Финансист года»), председатель правления, генеральный директор ОАО «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев («Промышленник года»), директор ООО «Богоявленское» Игорь Жерновой («Аграрий года»), шеф-редактор объединенной редакции газеты «Киевский телеграф» Александр Юрчук («Журналист года в области печатных СМИ»), специальный корреспондент телеканала «Интер» Александр Колодий («Журналист года в области электронных СМИ»), академик АМН Украины, директор Института сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины Геннадий Кнышов («Ученый года»), народный артист Украины, композитор, академик Академии искусств Евгений Станкович («Деятель искусств года»), народный артист Украины Богдан Бенюк («Актер года»), чемпион мира 2002 года по плаванию Олег Лисогор («Спортсмен года»). В номинации «Национальная торговая марка года» победила торговая марка «Сандора» (директор ДП «Торговый дом «Сандора» Игорь Ланда), а «Лидером малого и среднего бизнеса года» стало ООО «Свiт ласощiв» (коммерческий директор ООО «Свiт ласощiв» Людмила Русалина). Лучшими благотворительными программами года были признаны программы Общественного фонда святого Андрея Первозванного (президент фонда Анатолий Коваленко), а в номинации «Культурный проект года» победил Международный фестиваль телевизионных программ «Бархатный сезон» (президент фестиваля Валерия Иваненко). Не оставили без внимания и юных: в номинации «Юный талант года» победу одержала танцовщица, неоднократный лауреат международных конкурсов балета и классического танца Кристина Шишпор.

Тенденции. В наградной системе программы наблюдается тенденция – количество почетных номинаций растет из года в год. Международные премии Высшего академического совета «Человек года-2002» были присуждены президенту Польши Александру Квасневскому («За весомый вклад в укрепление и развитие дружеских отношений между народами Украины и Польши»), чрезвычайному и полномочному послу Федеративной Республики Германия в Украине Дитмару Штюдеманну (Международная премия в области дипломатии) и певице, народной артистке Грузии Тамаре Гвердцители («За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства»). А за бескорыстную и многолетнюю помощь украинскому народу международную премию получил основатель и руководитель международного благотворительного фонда «Гуманитарная помощь детям Украины» Питер Спайкерс.

Специальной премией Высшего академического совета программы «Человек года-2002» был посмертно награжден выдающийся тренер и Герой Украины Валерий Лобановский («За выдающиеся заслуги перед Украиной»). Такой же награды удостоился и народный артист России Александр Малинин («За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства»). А обладательницей специальной премии «Кумир нации» от газеты «Комсомольская правда в Украине» и генеральной дирекции программы «Человек года» стала чемпионка мира 2002 года по плаванию Яна Клочкова.

Почетные номинации являются одной из возможностей для программы просуществовать как можно дольше. Связано это с рядом ограничений в присуждении профессиональных номинаций, на которые не могут претендовать ни члены высшего академического совета, ни высшие должностные лица государства, ни прошлогодние лауреаты (они могут быть награждены только почетной премией). А с учетом того, что программа существует уже семь лет, найти «новые лица» достаточно сложно. Поэтому и расширяется из года в год список иностранных граждан, среди которых успел побывать даже папа римский Иоанн Павел II, в прошлом году получивший одну из международных премий программы.

МУЗЫКА

Новый альбом «Океану Ельзы» окончательно утвердил группу в статусе главных игроков украинского шоу-бизнеса.

13 марта прошла пресс-конференция, посвященная выходу нового альбома «Океану Ельзи» – «Суперсиметрiя». На ней было заявлено о подписании группой контракта о партнерстве с отечественным магнатом в сфере производства напитков «Оболонь» на годичный период и о предстоящем концертном туре группы по тридцати восьми городам Украины. Откроет гастрольные выступления концерт «Океану Ельзи» в киевском Дворце спорта 3 апреля.

«Оболонь» будет поддерживать тур, равно как и некоторые другие акции, за ним последующие. В качестве ответного жеста группа дает право на использование своего образа при рекламировании продукции «Оболони».

«Океан Ельзи» – единственная украинская группа, которой удалось создать идеально срабатывающий в локальных условиях механизм функционирования музыкального коллектива как целой структуры в шоу-бизнесе. Как это ни печально, но пока украинские музыканты очень редко задумываются над возможностью профессионального регулирования восприятия различными группами аудитории собственного творчества и образа. Чаще всего, артисты нанимают себе недорогого пресс-секретаря или пользуются услугами узкопрофильных PR-агентств, результат деятельности которых весьма спорен. «Океан Ельзи» последние полтора года старательно работает над собственным медиа-образом в сотрудничестве с киевским агентством коммуникаций KEY Communications. Результат напряженного создания бренда «Океан Ельзи» – это статус группы номер один в Украине, весьма популярной и на территории СНГ.

Своим предыдущим альбомом «Модель» группе удалось осуществить, казалось бы, невозможное: после выхода пластинки во многих столичных офисах и магазинах вместо китайско-синтезаторных шлягеров вульгарнейшей российской поп-музыки зазвучали песни украинской гитарной группы. Теперь же место «Модели» в CD-проигрывателях призвана занять «Суперсимметрiя».

Название нового альбома говорит о стремлении к флеру определенной интеллектуальности, свойственной британским гитарным поп-коллективам последнего десятилетия, к отдельным из которых Святослав Вакарчук неоднократно декларировал свою любовь. Визуальное оформление альбома минималистично, но элегантно (постановка кадра – Ляля Фонарева, фото – Александр Мордерер). Можно точно сказать, какие песни будут наиболее ротируемыми, поскольку именно они кажутся наиболее соответствующими форматам наших телеканалов и радиостанций, а потому обреченными на любовь публики – это уже известные «Холодно», «Кiшка» и, вероятно, «Дiвчина».

«Суперсиметрiя» – еще один значительный шаг вперед в развитии группы со времен создания предыдущего альбома. Повлияли на новый альбом, определили его звучание колоссальный опыт живых выступлений «Океану Ельзи» и работа группы с симфоническим оркестром. Звук «Суперсиметрiї» однозначно впечатляет, что продюсером альбома Сергеем Товстолужским объясняется техническим обеспечением записи: «Мне близок нетрадиционный подход к методологии и организации записи. Над альбомом работала команда примерно из сорока человек (продакшн, запись, программирование). Запись проходила больше года в нескольких студиях. Мы перепробовали все помещения, какие есть в городе. Вокал писали в Доме звукозаписи, в малой концертной студии. Здесь очень хорошая акустика. Во время записи этого альбома мы стали использовать новое оборудование, которое раньше было недоступно, а сводили альбом в Москве, потому что там уже есть техника такого уровня, который для Киева еще не дошел. В целом альбом вызывает сложные ощущения. Есть, конечно, определенная атмосфера рок-н-ролла конца 60-х. Это их музыкальные корни, они по-европейски думают. И мне нравится, как они думают. С такой музыкой можно выходить в Европу».

Довольно часто используются немного китчевые, но модные электронные звуки a la Duran Duran или Soft Cell, что в сочетании с тяжелыми гитарами слушается весьма интересно. И хотя местами отчетливо слышны целые стилистические цитаты из творчества считающихся сегодня классическими рок-групп, таких как The Doors или Queen, по мнению Сергея Товстолужского, подражанием этим коллективам «Океан Ельзи» не занимается. И даже гитарное соло Павла Гудимова в песне «Для тебе» – лишь ироничный взгляд на излюбленные ходы Брайана Мэя.

Несколько песен особым образом соединены между собой так, что одна песня плавно переходит в следующую – довольно известный прием, часто используемый западными музыкантами и, как считается, придающий альбому некую концептуальность. В пресс-релизе альбома указывается даже схожесть «Суперсиметрiї» с рок-оперой в плане целостности пластинки. Тезис пафосный, равно как и симфонические аранжировки некоторых песен, но все же в каждом альбоме «Океану Ельзи» (кроме, пожалуй, дебютного) есть общая идея, объединяющая все произведения. Тексты «Суперсиметрiї» характерны для Вакарчука – своеобразное смешение метафоричности и экспрессивности. Немного смущает, правда, кочевание отдельных фраз из песни в песню. В целом же, «Суперсиметрiя» в очередной раз подтвердила обоснованность претензий группы на главенствующие по всем аспектам позиции в шоу-бизнесе Украины и СНГ. Логично, если после этого «Океан Ельзи» начнет работу по освоению новых, сложных, но привлекательных рынков.

ГАСТРОЛИ

Психбольница как срез постсоветского общества, в котором любой человек может стать психом так же легко и быстро, как сесть в тюрьму или разориться и превратиться в бомжа. А вот легко или трудно выбраться обратно из психов (зэков, нищих, бомжей) в «человеки» – это вопрос.

Что? Спектакль «Псих» Московского театра-студии под руководством Олега Табакова («Табакерка») в постановке режиссера Андрея Житинкина.

Где? 28 и 29 марта на сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки.

О чем? Основой спектакля послужил одноименный роман Александра Минчина, в котором молодой человек (Сергей Безруков), задумавший взять академотпуск в институте, решил зайти к психиатру, чтобы получить заветную справку для того, чтобы заняться в свободное время сочинительством. Но сделать это оказалось не так просто, и все обернулось иначе…

Действие всего спектакля происходит в психушке. Большинство ее обитателей являются представителями творческой интеллигенции: есть здесь и йог-пианист, и певец-наркоман. Не обошлось без алкоголиков и самоубийц, а также без тихих граждан, вдруг ставших буйными. Это все – авторские ремарки персонажей пьесы. Женские роли представлены нежно: одна психбольная – «сама доброта», другая больная – «олицетворение красоты XIX века». Медперсонал психушки подобран по классическим канонам «кнута и пряника»: «врач-убийца» (Евдокия Германова) напрягает, «врач-спасительница» (Людмила Уланова) расслабляет, «медсестра, влюбленная в героя» утешает.

Много в спектакле иронии и забавных ситуаций, которые не снижают при этом страстей. Есть здесь и смех, и ужас. Находится место и настоящей комедии, и высокой трагедии. Многие проводят параллель «Психа» с романом Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки» и одноименным фильмом Милоша Формана с Джеком Николсоном в главной роли.

«Изюминка». Режиссера спектакля Александра Житинкина называют «человеком-аншлагом», «человеком-брендом». Фирменный почерк Житинкина – обнажение на сцене запретных тем – часто вызывает шоковую реакцию. Кич и скандал принесли Житинкину известность. Чего только он не ставил! И спектакли, построенные на мате («Ночь лесбиянок»), и о безумной страсти («Нижинский»), и о суициде, и о русской эмиграции. О Житинкине известно, что он самый продуктивный из новой режиссерской генерации, «трудоголик», за десять лет профессиональной работы поставил в Москве, в провинции и за границей то ли 30, то ли 40 спектаклей. Его заметили и назначили главным режиссером Театра на Малой Бронной. Теперь он – самый молодой главреж Москвы и стахановскими темпами вытягивает свой театр из кризиса, поставив за год четыре хулиганские премьеры.

Сергей Безруков за роль Александра в спектакле «Псих» получил премию телекомпании ТВ-6 в номинации «Прорыв» (1996).

ТЕАТР

После нашумевшего «Вурдалак» Олеся Бузины, казалось бы, что еще нового можно сказать о жизни Тараса Шевченко? И о том, что выпивал немало, – знаем, и о том, что до женского полу был падок, не пропуская даже жен близких друзей, – известно. Только вот все ли?

Что? Премьера спектакля «Божественна самотнiсть». Драма.

Спектакль поставлен по пьесе «Оксана» (автор пьесы А. Денисенко, более известный зрителям как кинорежиссер и телеведущий канала «Киев»). Режиссер-постановщик А. Билозуб. В главных ролях: П. Панчук, О. Батько, В. Коляда, А. Гнатюк.

Где? В репертуарном плане Театра им. Ивана Франко (пл. И. Франко, 3), тел. 229-5921; начало спектаклей в 19.00.

О чем? История последних дней жизни Тараса Григорьевича, его последней любви к Ликере Полусмаковой в Театре им. Ивана Франко перерастает в притчевый рассказ о непростой жизни талантливого человека, о его обреченности на одиночество.

Жизнь прошла. Он достиг многого. Из крепостного бесправного мальчишки, из марширующего солдата он превратился в «академика». Его стихи цитирует наизусть цвет Российской империи. Его картины и офорты производят фурор в стенах Художественной академии. Его «наймычки» и «Катерины» становятся предметом подражания. Но нет главного – дома, семьи… Нет того, к чему он так стремился и к чему был внутренне неприспособлен. Женщины проходили через его жизнь, и только Оксана, маленькая подружка из того кириловского детства навсегда осталась в его душе. Она – это мерило его ценностей, это то, что подлинно свято и нерушимо. Маленькая Оксана.

Шевченко в исполнении Петра Панчука – это чудак, человек сам себе на уме. Но за этой чудаковатостью угадывается растерянность большого ребенка. Его любовь к Ликере – это желание повторить чудо, еще одна попытка отыскать свою Оксану. И потому – смерть после ее предательства. Детей и гениев нельзя обманывать, они сами не умеют предавать и не хотят с этим мириться.

«Божественна самотнiсть» – очень грустная, щемящая история. Очень хорошая история, потому что, если с гения снять маску, то всегда приятно обнаружить под ней не чудовище, не «вурдалака», а просто человека.

«Изюминка». От обычной премьеры этот спектакль отличало несколько моментов. Во-первых, автор пьесы жив. За последние десять лет это первый случай, когда Киевский национальный академический театр взял в репертуар оригинальную пьесу современного автора, и причем не на малую сцену, не в театр в фойе, а на основную сцену.

Обычно украинские театры предпочитают иметь дело с авторами умершими – мертвый автор и претензии к постановке не высказывает, и гонораров не просит. Во-вторых, на этот раз пророка в чужом отечестве не искали. Мало того, что автор – наш современник, он еще и наш соотечественник. В-третьих, автора на репетиции не пускали. Принципиально. Режиссер спектакля А. Билозуб не только взял на себя смелость перекроить материал пьесы до полной неузнаваемости, но и предпочел не выяснять отношений с автором.

КНИГИ

Массовый интерес к творчеств британского интеллектуала Джона Фаулза на постсоветской территории возник по неизвестной причине лишь на исходе ХХ столетия. Списывать это на возможность опережения Фаулзом интеллектуальной и литературной парадигмы своего времени было бы для писателя весьма комплиментарным, однако явным преувеличением. В действительности его книги, начиная с «Коллекционера» (1963), целиком соответствуют канонам мейнстрима серьезной литературы середины прошлого века.

Что? Джон Фаулз. «Аристос».

Где? Вышла в издательстве «Тезис», Винница, 2003 г., при поддержке Международного фонда «Вiдродження». Перевод на украинский Виктора Мельника.

О чем? Аристос – это древнегреческое слово, означающее приблизительно «лучший для данной ситуации». «Аристос. Автопортрет в идеях» (именно под этим названием книга впервые вышла в 1964 году) – это не разрозненные записные книжки, а цельное философское произведение, состоящее из одиннадцати циклов. Каждый цикл, в свою очередь, состоит из цепочки пронумерованных абзацев, последовательно раскрывающих мысли писателя. Среди них есть как достаточно стандартные темы – смысл человеческого существования, Бог – так и темы, объяснимые временным контекстом написания работы: одержимость общества деньгами, общемировой язык (на роль которого английский, по мнению автора, подходит как никакой другой), фашизм, национализм, социализм и, конечно же, экзистенциализм.

С мыслями Фаулза можно спорить, однако тут доминирующее значение имеет литературное мастерство британского интеллектуала. Сам автор в предисловии к «Аристосу» говорит об ошибочном отказе своих современников от права иметь свою точку зрения по любому, касающемуся себя самих, поводу, предоставляя это право лишь профессионалам: философию – философам, социологию – социологам, а смерть – мертвым. Тем не менее после первого издания «Аристоса» Фаулз столкнулся с волной критики, возникшей из-за насыщения текста неологизмами. Это побудило автора во втором издании 1968 года (кстати, оно-то и было переведено на украинский) убрать практически все неологизмы.

«Изюминка». Некоторые из абзацев «Аристоса» своей емкостью и цельностью тяготеют к афористичности, напоминая тем самым труд Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости» и постструктуралистский труд другого мыслителя – «Ролан Барт о Ролане Барте». И хотя «Аристоса» от упомянутой книги легендарного французского семиолога отделяет лишь десятилетие, налицо явное отличие как философии, так и литературного подхода Фаулза и Барта. Причем их сравнение говорит о большем соответствии книги Барта современной интеллектуальной ситуации: фрагменты его книги – это яркие, до предела насыщенные интеллектуальные вспышки, круг сюжетной тематики которых куда оригинальнее фаулзовской. Однако здесь нужно принять во внимание иной аспект – актуальность «Аристоса» именно для украинской аудитории. По мнению некоторых отечественных специалистов, именно экзистенциализм, как никакое иное философское направление, близко локальной ментальности. И если согласиться с этой точкой зрения, то внимание к «Аристосу» как к качественному литературному произведению обеспечено. А предусмотрительно оставленные издательством в конце книги страницы «для заметок» пустовать не будут.

МАГАЗИНЫ

Дефиле+коктейль в кулуарной атмосфере. Показы новых фэшн-коллекций по такому сценарию в последнее время успешно зарекомендовали себя в качестве рекламного инструмента для магазинов дорогой одежды, не рассчитанной на массового покупателя.

Что? Именно такую схему использовал бутик WestMont, представляя весеннюю коллекцию марок LANVIN, Sonia Rykiel, Escada Sport, Strenesse, Rena Lange. Под шампанское и легкие закуски от Le Grand Cafe при стечении минимального количества гостей-постоянных клиентов и журналистов, которые имели возможность составить собственное мнение о фэшн-идеях сезона и обменяться впечатлениями об увиденном.

Идея. По мнению директора сети магазинов WestMont Марины Венгловской, фэшн-показы для постоянных клиентов помогают строить доверительные отношения с покупателями и более успешно продавать новые дизайнерские коллекции: «Так как показывать новые модели в магазинах моды становится традиционным, каждый бутик старается привнести в организацию подобных показов что-то свое. Мы, например, проводим розыгрыш призов – абонементов в спортивный клуб «Планета фитнес» и розыгрыш купонов со скидками на модели из новой коллекции.

«Изюминка». В программу этого вечера включена выставка работ художниц Наталии Кохаль и Виктории Хайдуровой. Это подчеркивает клубность и элитарность вечеринки.

«Мы стараемся создать бутику имидж клуба, в котором наши постоянные клиенты имеют возможность пообщаться на таких показах, приятно провести время. Кроме того, художественная выставка имеет много общего с показом коллекций. Ведь в моде, как и в живописи, важно создать целостное впечатление, найти нужное сочетание цветов, красок. Каждый комплект, из представленных на нашем показе, всеми этими качествами обладает. Мы не продаем модные вещи, мы продаем стиль», – говорит Марина Венгловская.

Вариативность, комбинаторика и быстрота реагирования – вот ключевые слагаемые успеха современного фэшн-маркетинга. В условиях, когда мировая фэшн-индустрия больше не диктует, что носить, подобные показы придают бутику статус эксперта, ненавязчивого консультанта по вопросам стиля.

Фэшн-показ. Идея весенне-летнего сезона этого года – респектабельно можно выглядеть и в одежде спортивного стиля. Escada Sport – молодежный и спортивный бренд предлагает готовые комплекты из предметов одежды, в которых преобладают джинсовые модели. Дом моды Sonia Rykiel, прославившийся своей философией «антимоды», в коллекциях нынешнего сезона решил уйти от эпатажности и уже не предлагает носить расшитые стразами и украшенные надписями вещи. Стиль Sonia Rykiel этого сезона – сдержанность. В мужских костюмах от LANVIN доминирует классика. Основные цветовые сочетания – серый и бежевый с голубым. Отличительная особенность женских моделей LANVIN – игра с кроем. Конструктивные идеи заимствуются в разных стилях – народного, классического и авангардного. Так, в юбке от LANVIN открытые швы явно заимствованы из панк-стиля. А красное платье от Rena Lange ярко демонстрирует еще одну особенность сезона – актуальность драпировок и асимметрии. Особенность коллекции немецкого дизайнера Габриэла Штреле (Gabriele Strehle) – эксперименты с различными фактурами. В ее моделях, представленных под маркой Strenesse (комбинация от фамилии Strehle и французского слова jeunesse – «юность»), тонкий хлопчатобумажный трикотаж гармонично сочетается с жаккардом и бархатом. Такое неожиданное, порой провокационное решение фактурных и цветовых сочетаний одежды, обуви и аксессуаров придает коллекции ту самую молодежную ноту, что и заложена в названии марки.

Где? Бутик WestMont расположен по адресу: г. Киев, ул. Большая Васильковская, 48, тел. 227-0338.

Exit mobile version