Site icon Companion UA

Тяга к концентрации

Проблемы с ликвидностью, которые в настоящее время испытывает банковская система Украины, сулят изменения и на рынке факторинговых услуг.


Факторинговый бизнес – один из самых быстрорастущих сегментов банковских услуг. За последние несколько лет рынок факторинга увеличивался в два-три раза каждый год. По итогам 2007 г. портфель украинского факторинга вырос до $280 млн. (рост по сравнению с 2006 г. – 180%), а его оборот, по оценкам экспертов, составил $1,3 млрд. В начале года многие эксперты высказывали предположения о сохранении существующей тенденции и на 2008 г. Но есть ряд факторов, которые могут внести коррективы в столь оптимистичный прогноз, а также привести к переменам на данном рынке.


Стоимость факторинга возросла
Главными факторами, которые могут существенно затормозить активное развитие факторингового рынка (как, впрочем, и развитие отечественной банковской системы в целом), стали проблемы с привлечением внешнего финансирования вследствие мирового финансового кризиса, а также дефицит гривни и соответствующие проблемы с ликвидностью у банков из-за борьбы правительства и НБУ с инфляцией. В результате у банков не только снизились возможности по финансированию в рамках факторинговых операций, но и выросла стоимость подобных услуг. «Конечно, дефицит гривни, приведший к удорожанию кредитов, повлиял и на развитие украинского рынка факторинга, – констатирует  Ольга Кинасевич, начальник отдела факторинга «Райффайзен Банка Аваль». – Отдельные банки лимитировали финансирование по факторинговым операциям, а некоторые вовсе прекратили финансировать. «Райффайзен Банк Аваль» и в нынешних условиях продолжает свою факторинговую деятельность, не ограничивая наших клиентов. Несмотря на резкое повышение стоимости данной услуги, мы придерживаемся ее среднего уровня на рынке».


Аналогичные тенденции отмечает и  Алексей Стрелко, ведущий специалист департамента кредитных операций «VAB Банк»: «В последние несколько месяцев стоимость факторинговых услуг выросла пропорционально росту процентных ставок по кредитам. До момента повышения ставок средняя стоимость финансирования, предоставляемого коммерческими банками, была на уровне 19-20% годовых». В целом, по словам Натальи Тиховской, начальника управления факторинга «Укрсоцбанка», стоимость факторинга для клиентов выросла только в цене финансирования в среднем на 5-8% годовых, а банковские тарифы по факторинговому обслуживанию остались без изменения.


Алексей Стрелко также отмечает, что, несмотря на рост стоимости факторинга, основные игроки на рынке предоставления данных услуг не скрывают их реальную стоимость. Правда, не все игроки рынка действуют в этом вопросе корректно, что в конечном итоге отпугивает потенциальных клиентов. Ценовой фактор и раньше был камнем преткновения для многих компаний, желающих воспользоваться этой услугой, но сравнивающих по причине низкой осведомленности факторинг с обычным кредитованием, что абсолютно некорректно. «Цены на предоставление факторинговых услуг прозрачны, конечно же, не во всех финансово-кредитных учреждениях, – говорит Игорь Солнцев, член правления АКБ «Форум» по корпоративному бизнесу. – Некоторые банки практикуют сокрытие комиссий, влияющих на итоговую цену услуги. Такие комиссии могут, например, взиматься с расчетно-кассового обслуживания (скажем, за перечисление денежных средств, поступивших от дебитора), могут быть также дополнительные комиссии, связанные с факторинговым обслуживанием (например, предоставление сотрудником банка дополнительной информации о состоянии расчетов по переуступленным правам)».


Лидеры упрочат позиции
Сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке факторинга может повлиять и на позиции его игроков. По данным специализированного сайта «Факторинг ПРО», на начало текущего года предоставление услуг факторинга декларировали около 80 финансовых учреждений, из них 47 банков и более 30 компаний. Но реальное количество игроков, предоставляющих факторинг с должным уровнем сервиса, значительно меньше. Только из финансовых компаний таковых не более пяти-семи.


Главная причина – отсутствие квалифицированных специалистов с опытом работы в данной сфере. Кроме того, факторинг – высокотехнологичный бизнес, требующий существенных вложений в соответствующее программное обеспечение, что могут себе позволить далеко не все игроки. Именно поэтому сегодня основной оборот факторинговых операций и сам портфель (70-80%) в основном приходится на «Укрсоцбанк», «Укрэксимбанк», «Петрокомерц-Украина», «Украинскую финансовую группу» и «Сведбанк». На долю бессменного лидера рынка – «Укрсоцбанка» – по результатам 2007 г. приходится около 48% всего факторингового оборота: банк принял на обслуживание по внутреннему факторингу около 240 тыс. поставок на сумму $595 млн., а по международному – около $30 млн.


Вполне закономерно, что между игроками существует разница – в уровне и качестве факторингового сервиса, который подразумевает в реальности, а не декларативно управление дебиторской задолженностью, покрытие кредитных рисков по покупателям, информационно-аналитическое и дистанционное обслуживание. Поэтому не единичны случаи, когда компании начинают получать услуги факторинга в одном банке или компании, а затем переходят на обслуживание к другим финучреждениям.


С учетом этого обстоятельства, а также принимая во внимание упомянутые ранее трудности с ресурсами у банков (как, впрочем, и финкомпаний) и рост стоимости услуги, эксперты прогнозируют дальнейшую концентрацию рынка факторинга и упрочнение большинством нынешних лидеров своих позиций. И это несмотря на появление здесь новых местных и иностранных игроков (к примеру, весной польский Getin Holding S.A. через дочернюю компанию Akcept S.A. создал ООО «Финансовое общество «Гарант Плюс» (Киев), которое в т. ч. будет заниматься и факторингом). Хотя они и не исключают, что благодаря своему потенциалу компанию лидерам могут составить некоторые крупные банки (как, скажем, «Райффайзен Банк Аваль»), так и в перспективе иностранные операторы.


Количественно и качественно
В целом эксперты расходятся в оценках роста рынка факторинга по итогам 2008 г. По самым скромным оценкам, он вырастет на 50-60%. «Рост факторинга в 2008 г. составит на уровне 50%. Но следует учесть, что этот показатель, скорее всего, отразит в себе не столько рост объемов продаж поставщика, сколько уровень инфляции, то есть рост цены товара. В этом случае можно сказать, что рынок факторинга замер и стоит на месте. В 2008-2009 гг. проявят себя иностранные факторинговые операторы. Их появление принесет оживление на факторинговый рынок, хотя составит сильную конкуренцию тем, кто относится к факторингу как ассортиментному продукту (один из большого перечня других банковских продуктов)», – прогнозирует Наталья Тиховская.


Но есть и более оптимистические прогнозы. Так,  Ольга Карпова, и. о. директора департамента структурированных решений Надра Банка, прогнозирует дальнейший рост рынка факторинга, который по итогам текущего года может как минимум вдвое превысить показатели 2007 г. за счет значительного интереса со стороны большинства компаний (клиентов) в связи с некоторым снижением предложений на рынке банковских кредитов.


Кроме количественного роста, банкиры прогнозируют и качественные изменения. В частности, финучреждения станут более тщательно анализировать качество факторингового портфеля, уровень рисков. Как следствие, многие из них ужесточат подход к выбору клиентов. Также банки начнут более серьезно строить работу по инкассации дебиторской задолженности (ведь не секрет, что украинские банки и компании в большинстве своем декларируют под факторингом обычное кредитование под уступленные клиентом права требования). 







Потребители меняют предпочтения


В настоящее время большинство банковских клиентов по-прежнему предпочитают внутренний факторинг с регрессом, что вполне объяснимо. «Видимо, это связано с дороговизной факторинга без регресса, а также наличием других инструментов для финансирования и закрытия рисков для импортных операций, более обкатанных и сравнительно недорогих, как, например, аккредитивы», – уточняет Ольга Карпова.
Постепенно и в этом плане происходят изменения. «Все больше клиентов обращаются за факторингом без регресса (кредитные риски по операции поставки товаров, предоставления услуг переходят к банку), – подчеркивает Ольга Кинасевич. – В нашей стране этот вид факторинга не развит вовсе, и на это есть ряд весомых причин. Успешное развитие факторинга без регресса в европейских государствах обеспечивает наличие «черного списка» недобросовестных поставщиков и покупателей, государственных ресурсов финотчетности, отображающих текущее финансовое состояние фирм, а также ряд страховых компаний, готовых страховать кредитные риски при факторинговых операциях. К сожалению, в Украине сегодня таких условий нет».
Отечественные банкиры констатируют и другие изменения в предпочтениях клиентов. Так, Ольга Кинасевич утверждает: «К нам в банк все больше обращаются сами дебиторы, покупатели товаров или услуг. Это объясняется их потребностью в товарном кредите, который по каким-либо причинам не предоставляет поставщик. Решением данного вопроса будет реверсивный факторинг (факторинг, направленный на дебитора)».







Порочная практика


Наталья Тиховская, начальник управления факторинга «Укрсоцбанка»:
– Факторинговый портфель понемногу растет, но скорей всего за счет новых клиентов. Это говорит о том, что факторинг в своем большинстве раньше компании использовали не для пополнения оборотного капитала и наращивания объемов сбыта, а для управления заемным портфелем и корректировки его стоимости. Например, факторинговое финансирование банков поставщики часто направляли на свои же текущие счета в других банках с целью увеличения «базы» расчета для овердрафта в этих банках. При этом компания прилагала все усилия, чтобы деньги дебитор перечислил в оплату поставки не на счет банка-фактора, а также на ее текущий счет. Таким образом, достигались значительное удешевление заемных средств (двойной денежный поток, но за одну цену) и увеличивалась возможность получения дополнительных овердрафтов, повышая тем самым риски банков.







Во всех ли случаях прозрачны цены на предоставление факторинговых услуг?


Ольга Карпова,
и. о. директора Департамента структурированных решений Надра Банка:
– Да, клиенты Надра Банка понимают, за что они платят, и факторинг для них чаще всего оказывается самым приемлемым инструментом, поскольку включает в себя целый ряд банковских услуг, от набора которых, в частности, зависит и стоимость:



  • услуги по управлению дебиторской задолженностью;

  • услуги по финансированию поставок;

  • консалтинговые и информационные услуги;

  • услуги по защите кредитного риска.

Конечно, у клиента всегда есть возможность сравнивать и выбирать приемлемый для него вариант финансового продукта. Однако если его целью является получение полного комплекса услуг, то использование факторинга – наиболее оптимальное решение.
На сегодняшний день в соответствии с общепринятой международной практикой в структуре вознаграждения за оказание факторинговых услуг выделяются три основные составляющие:
1. Фиксированный сбор за обработку документов.
2. Фиксированный процент от оборота клиента по факторингу. Большая часть этой комиссии представляет собой оплату оказываемых фактором услуг, в том числе:



  • контроль за своевременной выплатой финансирования;

  • контроль за своевременной оплатой товаров дебиторами;

  • работа с дебиторами при задержках платежей;

  • учет текущего состояния дебиторской задолженности;

  • предоставление клиенту соответствующих отчетов.

У большинства факторинговых компаний мира эта часть вознаграждения находится в пределах от 0,5 до 5% от предоставленного факторинга и зависит от количества принятых дебиторов, денежного оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка.
3. Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования клиента.

Exit mobile version