В ситуации насыщения мебельного рынка и снижения покупательского спроса сбыт мебели становится все проблематичнее. Продавцы и производители стремятся найти новые возможности для успешного продвижения своей продукции.
В этих условиях продавать мебель становится все сложнее, и операторы рынка стремятся найти более эффективные методы сбыта своей продукции.
Вопрос сбыта
В данный период большинство мебельных компаний стремятся реализовать свою продукцию либо через сети дилерских магазинов, либо на арендованных площадях. Однако найти хороших дилеров, имеющих широкую розничную сеть, в настоящее время не так-то легко. Во-первых, владельцы большинства магазинов давно работают с каким-либо крупным производителем (в основном украинским), который предоставляет им значительные скидки. Во-вторых, нет никакой гарантии, что дилеры, «разбалованные» пристальным вниманием со стороны производителей, в любой момент не переметнутся к конкуренту, предложившему им более выгодные условия.
Затратный путь
Вторым путем для решения проблемы с ростом стоимости торговых площадей в неспециализированных ТЦ может стать создание силами самих мебельщиков специализированных торговых центров. Именно в этом большинство специалистов видят главную возможность. Тогда мебельные компании смогут не только успешно продавать свою продукцию, но и получать дополнительный доход от сбыта других ее видов.
Пример второго варианта развития – опыт компании «Лига-Нова», которая летом 2006 г. открыла специализированный мебельный ТЦ «Империя Мебели» в Донецке. Примечательно, что, несмотря на опасения многих специалистов, этот проект также стал успешным. «На сегодняшний день заполнены все 100% площадей (даже нашей компании пришлось чуть «потесниться» на третьем этаже, чтобы могли разместиться другие операторы), есть лист ожидания, в котором находятся потенциальные операторы», – делится успехами коммерческий директор компании «Лига-Нова» Виталий Свирский. Оценив успехи работы ТЦ, она планирует дальнейшее развитие корпоративного брендинга и строительство сети ТЦ «Империя Мебели» в Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске. Уже ведется проектирование площадью 18 тыс. кв. м в Харькове.
Экономный путь
совмещать функции продавца или производителя мебели с девелопментом могут только очень крупные компании, имеющие существенные инвестиционные ресурсы. Менее затратной альтернативой для успешного развития сбыта мебельной продукции является франчайзинг. Например, чтобы избежать большинства проблем, связанных с созданием собственной розничной сети, многие российские производители перешли на франчайзинговые схемы работы. По словам специалистов, несмотря на то что в настоящее время не более 3% продаж приходится на франчайзинг, уже в скором будущем эта доля начнет увеличиваться. Как показывает опыт российских мебельных компаний, в условиях усиления конкуренции франчайзинговые схемы работы вскоре станут чуть ли не самыми перспективными. Дело в том, что сейчас они в основном производят однотипный товар приблизительного одного качества и в одинаковых ценовых сегментах. Поэтому на первый план выходят неценовые методы конкурентной борьбы: образ, бренд, легенда, которые стоят за торговой маркой.
Однако какой бы путь не выбрала компания для развития сбыта своей продукции, по мнению Виталия Свирского, «получить конкурентное преимущество могут только сетевые компании, предоставляющие весь комплекс услуг, а также гарантийное и постгарантийное обслуживание (что называется: «ведут» клиента, как, например, личный врач), удовлетворяющие потребность в большом количестве мебели за небольшие сроки, имеющие склады в регионах, следящие за тенденциями на рынке и сочетающие несколько видов продаж (наряду с розницей – прямые продажи, продажи через дилеров). Сеть – это своеобразная поддержка друг друга. Например, если наш клиент из Харькова выбрал кресло, которого в данный момент нет в магазине, то его привозят из днепропетровского магазина».
Управление сетью на должном уровне требует значительных затрат на поиск, оборудование помещений, разработку и внедрение фирменного стиля, обучение персонала единым стандартам торговли, создание системы товарно-транспортной и складской логистики, автоматизацию процессов, а также интеллектуальных усилий для разработки всех систем (в том числе систем контроля) и стандартов. Поэтому, по словам Сергея Сагаля, президента ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий «Мебельдеревпром», украинский мебельный рынок рано или поздно придет к европейской модели развития, когда для успешного развития сбыта мебели будут созданы крупные оптовые компании, которые могли бы содержать большие складские помещения с тысячами наименований продукции. В роли таковых могли бы выступить совместные предприятия с привлечением иностранного капитала.
О преимуществах МТЦ
|
О фирменных сетях
|
О концепции МТЦ
– Выбор формата мебельного торгового центра для проекта «Киянка NOVA» обусловлен несколькими факторами. Прежде всего наработанный имидж – день открытия новой «Киянки» совпал с 40-летним юбилеем существования на этом месте торгового объекта, долгие годы широко известного и популярного как магазин хозяйственных товаров. На тот момент в Киеве розничный мебельный рынок был достаточно насыщен операторами самых разных форматов, проявлявшими готовность к активному развитию именно в формате специализированных торговых центров. При проектировании мы применили прием пространственной петли, то есть торговый центр спланировали таким образом, чтобы провести покупателя по всем его экспозициям. Тематические зоны выстроены одна за другой в соответствии с логикой обустройства дома, и торговое пространство создает впечатление единого интерьера. Исходя из этого отбор участников проекта основывался на стремлении обеспечить большой ассортимент товара, разнообразие стилевых решений, альтернативу производителей мебели, удачный баланс цены и качества, оперативное обслуживание заказа и достойный уровень сервиса. На протяжении двух лет проект успешно работает и продолжает совершенствоваться. К примеру, в конце первого года работы в его составе появились две новые уникальные составляющие – пиццерия, принципиально нового для украинского рынка формата, и гипермаркет вина. Положительно сказался на развитии торгового центра и такой фактор, как стабильность состава арендаторов.
Производителям становится труднее Украинские производители мебели из-за роста стоимости затрат вынуждены повышать стоимость своей продукции, а цена мебели, импортируемой из стран Азии (прежде всего Китая), постоянно снижается, что способствовало и вступление страны в ВТО (были отменены 15%-е ввозные пошлины) и снижение курса доллара. В результате десятки производителей могут уйти из этого бизнеса (в том числе и те, кто специализировался на производстве мебели под заказ). В таких условиях возрастет роль оптово-розничных структур. |