Пиво может стать благодатным объектом вкусовых изысканий.
Иинных учителей в современном обществе почитают за таких себе священнослужителей-брахманов. У пива таких заботливых гуру практически нет. Канадский пивной эксперт Оливер Доусон, который в июне посетил Киев по приглашению группы предприятий «BBH Украина», категорически не согласен с подобной кастовой дискриминацией. Будучи мировым знатоком пива, он считает просвещение и ненасильственную борьбу за честь напитка делом своей жизни. Конечно, с бокалом лагера и сосиской на вилке Оливер Доусон слабо напоминает Махатму Ганди, однако его речь не менее вдохновенна и заставляет слушателя более внимательно изучить содержимое своей кружки.
Ренессанс. Как сообщил г-н Доусон, сегодня почти везде лишь небольшие пивоварни следуют древним традициям пивоварения. В состоявшихся пивных странах, которые уже пресытились стандартным пивным продуктом, большим спросом пользуются различные редкие сорта, которые зачастую производят микропивоварни. «В середине 1980-х я понял, что пиво – это не только напиток, производимый большими пивоварнями в Канаде, – рассказывает Доусон. – Оказалось, существует целый мир стилей и сортов, о котором я не знал. Это мир состоит из более 40 стилей пива».
Пивная Франция. Германия, которая для пива значит то же, что и Франция для вина – это страна, в которой пиво производит средний класс. За последние десять лет число малых пивоварен (производство менее 5 тыс. гектолитров) увеличилось здесь на 20%. Общее число производителей пива – около 1,3 тыс. «Мне кажется, маленькая пивоварня сегодня становится своеобразным аналогом винодельческого хозяйства, – считает Доусон. – Сейчас очень популярно ручное производство пива из натуральных ингредиентов с использованием традиционных методов. Для пива нет понятия аналогичного французскому «терруару», но малые пивоварни очень близко подошли к тому, чтобы оно появилось».
Честь. Пивная честь – это прежде всего качество напитка. В 1516 г. в Баварии был принят Reinheitsgebot, ныне известный как «Немецкий закон о чистоте пива». Кроме прочего, он ограничивал число ингредиентов, которые могли быть использованы для производства напитка. Разрешены были только ячменный солод, хмель и вода. Позже узаконили дрожжи, открытые Луи Пастером, и пшеницу. Сегодня соблюдение Reinheitsgebot для одних – дело чести, для других – архаичный пережиток. «Закон о чистоте» не имеет обязательной силы для многих пивоваров. «Тем не менее лучшие образцы мирового пива и сегодня создаются с оглядкой на него, – говорит Доусон. – Большинство североамериканских корпораций игнорируют этот закон. Пивзаводы в Канаде и США очень не хотят, чтобы все составляющие отображались на этикетке. Например, пиво, которое варят в больших пивоварнях Канады, может содержать более 100 ингредиентов!».
Достоинство. Достоинство пива состоит в том, как его воспринимают любители. «В Бельгии, например, возвышенная пивная культура, – рассказывает Доусон. – Там огромный выбор сортов, и еда к пиву подбирается очень тщательно. К сожалению, многие считают пиво чем-то вроде бензина – заправил бак и забыл. Поэтому я говорю людям: «Стойте! Посмотрите на пиво, понюхайте его, попробуйте, приготовьте еду на пиве, исследуйте этот мир».
Возможности терруара
Создатель пива нуждается в четырех основных компонентах: солоде, воде, хмеле и дрожжах. Эти элементы позволяют создать огромное число уникальных напитков. В Европе выращивается около 300 сортов ячменя, пригодного для пивоварения. Качество любого ячменного урожая зависит от региона возделывания и климатических условий в течение года (как и в виноградарстве). Пиво на 90% состоит из воды, поэтому она сильно влияет на вкус напитка. Например, пльзенское пиво всегда делают из мягкой воды (для этого лучше всего подходит родниковая, вытекающая из первичных пород). Горьковатый вкус хмеля уравновешивает сладость ячменного солода. Признанными терруарами хмеля являются чешский Заац, франкский Шпальт и Теттнанг близ Боденского озера. В Германии, Дании и некоторых других странах существуют банки дрожжей, которые содержат резервные запасы чистых дрожжевых культур для производителей пива в Европе.