Создание службы по связям с инвесторами позволит не только уменьшить волатильность котировок акций, но и привлечь новые подходящие компании инвесторов.
Деятельность по связям с инвесторами (Investor Relations) определяется как стратегическая функция корпоративной коммуникации, направленная на информирование финансово-инвестиционного сообщества о текущем состоянии компании и перспективах ее развития. Поскольку эта информация существенно влияет на динамику стоимости акций, то программа по связям с инвесторами будет напрямую связана с поддержанием и увеличением ликвидности ценных бумаг компании, ее рыночной капитализации в целом.
«&» проанализировал, для чего украинские компании организуют службу по связям с инвесторами, кто станет успешным связующим звеном между компанией и ее акционерами, какое место должен занять IR-отдел в структуре компании.
Для чего нужен IR
В мировой практике основными задачами отдела по связям с инвесторами являются развитие отношений с крупнейшими существующими и потенциальными инвесторами, разработка процедур и координация работы по раскрытию информации инвесторам, подготовка информационных материалов для руководства компании и участие в проведении презентаций компании на специализированных конференциях и в ходе роад-шоу. Дарья Игнатьева, IR-менеджер ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», дополняет список задач данного отдела на примере своей компании – это подведение ежеквартальных итогов деятельности компании и их раскрытия; подготовка годовых отчетов; взаимодействие с акционерами и организация общих собраний акционеров; взаимодействие с финансовыми аналитиками инвестиционных компаний, ответы на их вопросы и пояснения к отчетности; подготовка материалов к заседаниям совета директоров. Также отдел осуществляет взаимодействие с представителями основного акционера (специфика структуры капитала компании такова, что 90,5% голосующих акций принадлежат одному юрлицу).
Еще одной важной задачей IR-отдела является анализ существующей базы инвесторов, а также привлечение новых с желаемым профилем. Зачастую эта задача осуществляется им самостоятельно, без помощи внешних консультантов. «Анализ инвесторов, владеющих акциями компании, мы обычно проводим ежеквартально, по необходимости – ежемесячно. Причем делаем это самостоятельно или используем информацию инвестиционных банкиров. Услугами специализированных IR-агентств мы пока не пользуемся», – детализирует Юлия Трухан. Компания «Балтика» подобный анализ также осуществляет самостоятельно, но ежегодно.
«В случае низкой ликвидности ценных бумаг компании IR-коммуникации играют ключевую роль, – добавляет Кристина Паробок, руководитель отдела стратегического планирования ОАО «Страховая компания «Универсальная». – Когда рынок не отображает реальную стоимость акций компании, именно от IR-отдела зависит, насколько качественно и своевременно осуществляется подготовка и дистрибуция необходимой информации. На основе данной информации инвесторы принимают решение и проводят расчеты справедливой стоимости своих вложений».
Если акции компании не котируются на рынке или котируется небольшое их количество, задачи отдела упрощаются. «В связи с тем что у нас очень небольшое количество акций находятся в свободной продаже (free float), направление IR является для нас скорее имиджевым, нежели стратегическим. Поэтому особых планов мы не составляем – стараемся быть открытой компанией и делиться результатами своей работы. Наша задача на данном этапе – поддерживать IR, быть открытыми и не оставлять без внимания инвесторов, которые интересуются нашей компанией. Мы ежеквартально проводим встречи с инвесторами по результатам работы. По четырем мероприятиям, проведенным в год, нас и будут оценивать, – делится информацией Елена Маркова, менеджер по связям с общественностью группы предприятий «ВВН Украина».
IR – не только для IPO
В большинстве слуЧаев IR-отдел создается под конкретную цель в первую очередь перед IPO или привлечением иностранных инвесторов. Несмотря на рекомендации специалистов создавать службу по связям с инвесторами хотя бы за полгода до IPO, в практике украинских компаний это происходит, как правило, уже после размещения. «Идея создания службы IR возникла после проведения компанией ряда частных размещений акций, а также после того как акционерами компании стали несколько ведущих иностранных институционных инвесторов, – отмечает Кристина Паробок. – Отдел IR был создан как абсолютно новая структура».
Компании, создавшие эффективно функционирующую IR-службу, действительно сумели расширить источники привлечения капитала. «IR-отдел в нашей компании существует с 2006 г. «Фуршет», пройдя достаточно длинный путь по подготовке к IPO, в итоге не осуществил выпуск, так как стратегическое партнерство с группой «Ашан» не предполагает выход компании на такие рынки, – рассказывает Юлия Трухан. – Тем не менее отдел создан и его функции достаточно обширны. Компания активно работает с международными финансовыми институтами по вопросам привлечения долгового финансирования. На постоянной основе представляется информация о работе компании существующим инвесторам (в состав акционеров входят международные финансовые инвесторы), а поддержание партнерских отношений с «Ашан» требует от нас достаточно больших усилий, особенно на начальных этапах работы».
Место IR-отдела в структуре компании
В крупных западных компаниЯх штат IR-отдела сравнительно небольшой. Например, в крупных корпорациях уровня BP или GlaxoSmithKline, в службе IR работают всего 10-15 человек. Для сравнения: в целом штат специалистов по корпоративным коммуникациям, куда входят и специалисты с IR, достигает в таких компаниях 100 человек, то есть на IR приходятся 10-15% всех коммуникационных специалистов компании. Возглавляет IR-отдел сотрудник, как правило, в ранге директора.
В Украине в крупных даже по местным меркам компаниях IR-службы насчитывают вместе с руководителем два-три человека. «Как правило, в украинских компаниях IR-служба не превышает одного-двух человек: IR-менеджер или руководитель подотдела IR в структурном подразделении большего масштаба плюс его подчиненный. При условии наличия сильной PR-службы и/или обслуживающего PR-агентства достаточно среднего уровня IR-активности (обязательное раскрытие информации, не слишком большое количество особых событий)», – подчеркивает Елена Деревянко. В небольших компаниях руководство IR-направлениями вообще могут поручить директору по маркетингу или CFO, у которых может быть в подчинении один IR-ассистент. «В нашей компании штат IR-отдела – два человека. Данный отдел находится в прямом подчинении финансового директора, а руководитель IR-службы является его заместителем, – разъясняет Юлия Трухан. – Именно финансовые службы компании предоставляют IR-отделу необходимую для работы информацию». Аналогичного подхода придерживаются и в СК «Универсальная». Там IR-отдел входит в структуру финансового блока, однако является подотчетным как CFO, так и CEO. Руководитель IR-отдела присутствует на всех собраниях совета директоров, организует личные встречи с руководством относительно текущего состояния дел в компании, прогнозов ее деятельности. «Начальник отдела IR имеет также доступ к полной финансовой отчетности, планам, прогнозам деятельности. Он осуществляет мониторинг всех пресс-релизов PR-отдела компании, оповещая акционеров о наиболее важных из них», – уточняет Кристина Паробок.
Эксперты не берутся однозначно ответить на вопрос, какая из моделей более эффективна, однако отмечают важность прямой связи IR-руководителя с высшим руководством компании. «Наличие в компании IR-менеджера не может заменить общение инвесторов с руководством», – убежден Евгений Коваленко. Согласно статистике CFO и CEO тратят не менее 25% своего рабочего времени на IR. CFO компании «Балтика», к примеру, помимо участия в роад-шоу и во встречах с инвесторами, также входит в состав комитета, ответственного за раскрытие информации (в его работе принимают участие юристы и PR-специалисты).
«Кроме встреч для анонсирования квартальных финансовых результатов компании, CEO и CFO в среднем два раза в год проводят личные встречи с представителями инвесторов, – делится опытом Дарья Игнатьева. – А официальным спикером наиболее часто выступает президент компании». По словам Кристины Паробок, в СК «Универсальная» CEO, CFO, IR-руководитель принимают активное участие в коммуникациях с инвесторами. Личные встречи CEO и CFO компании с представителями инвесторов проводятся по мере необходимости либо по желанию одной из сторон не менее двух-трех раз в квартал. Официальным спикером чаще других выступает IR-руководитель. «Такой подход увеличивает нагрузку на отдел по связям с инвесторами, однако позволяет генеральному и финансовому директорам тратить меньше времени на выступления и подготовку к ним. Но квалификация IR-руководителя, если он является основным спикером в компании, должна быть высочайшей», – резюмирует Кристина Паробок.
Распределение времени между задачами IR
|
Порядок создания IR-отдела
|