Алексей Миллер, глава «Газпрома», разрушает надежды правительства Украины на плавное повышение цены на газ
Управление HR
Требование персонализации
Рынок труда в Украине претерпевает изменения и переходит из разряда работодателей в состав соискателей, считают участники мероприятия Ukrainian inter-indastry salon 08, недавно прошедшего в Киеве. Свое мнение они основывают на движении отечественной экономики в сторону мировых стандартов ведения бизнеса, которое вскоре приведет к качественным изменениям в методах работы компаний. «При этом именно люди становятся основным конкурентным преимуществом», – заметил директор департамента обучения и развития «Райффайзен Банк Аваль» Александр Кучеренко.
Сельское хозяйство
Аграриям придется модернизироваться
На фоне мирового продуктового кризиса в ближайшие несколько лет Украина может занять лидирующие позиции на рынке продовольствия. Способствовать этому будет прежде всего вступление страны в ВТО, в результате чего эксперты ожидают упрощения доступа отечественной продукции на мировой рынок.
Однако не все аграрии разделяют подобную точку зрения. Так, по мнению генерального директора компании АМАКО Виталия Скоцика, столь благоприятное развитие событий для сельскохозяйственного сектора возможно лишь в том случае, если украинская продукция будет качественной и конкурентоспособной, а для этого многим придется провести масштабную модернизацию производств. «Если сельхозпроизводители в два раза увеличат технический ресурс, они смогут в разы повысить производительность и качество своей продукции», – объяснил арифметику развития сельского хозяйства президент украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. Но с такой масштабной модернизацией устаревшего оборудования далеко не все аграрии в силах справиться самостоятельно. Поэтому «правительство должно помочь аграриям и разработать специальную программу пребывания в ВТО для сельскохозяйственных предприятий», – предлагает президент национальной сельскохозяйственной палаты Украины Михаил Гладий. Только в случае поддержки государства «в перспективе наша страна может стать крупнейшим мировым производителем и экспортировать продукцию сельского хозяйства на сумму примерно $40 млрд.», – считает Леонид Козаченко.
Олег Папашев, заместитель председателя правления корпорации «УкрАвто», признал, что расширения модельного ряда производимых ими авто не будет
Валютный рынок
Гривне опять установлен коридор
«Официальный курс гривни во втором полугодии 2008 г. составит 4,85 грн. за доллар плюс-минус 4% (4,6560-5,0440 грн. – Прим. ред.), – сообщил глава совета НБУ Петр Порошенко. – На сегодняшний день у совета и правления НБУ существует единая позиция относительно курсовой политики».
В дальнейшем при определении официального курса будет учитываться курсовая ситуация на международном рынке с рядом валют. «Пусть вас не вводит в заблуждение нынешняя привязка к доллару США, поскольку это является требованием Бюджетного кодекса. Мы собираемся учитывать курс доллара к евро и валютам стран – торговых партнеров Украины, составляющих основную корзину экспортно-импортных операций», – подчеркнул П. Порошенко.
Авиаперевозки
Погода по-прежнему неблагоприятная
По подсчетам IATA, в 2008 г. чистые убытки авиаиндустрии составят $2,3-6,1 млрд. Главная причина – рост цен на топливо. Если раньше расходы на него занимали 13% от общих затрат авиакомпаний, то сегодня – 35%. С начала года 25 авиакомпаний в мире обанкротились или приостановили деятельность.
Перевозчики видят выход в повышении цен на билеты.
К слову: до конца текущего года в ЕС может появиться правило, согласно которому авиакомпании в рекламе должны будут указывать полную стоимость билета, которую уплатит пассажир (со всеми сборами).
Тенденции
«&»: В течение двух прошедших лет количество и стоимость сделок M&A заметно возрастает в IV квартале. Можно ли ожидать подобное предновогоднее оживление в нынешнем году, несмотря на сложную политико-экономическую ситуацию в стране?
– Стратегические инвесторы, принявшие решение заходить на наш рынок, особенно когда это касается сделок до миллиарда долларов, продолжают активность на покупку украинских активов. У нас практически не было случаев, когда покупатели отказывались от закрытия сделок по причине глобального кризиса или каких-либо политических изменений внутри страны. Так как подобные сделки занимают в среднем от 9 до 12 месяцев, транзакции, стартовавшие в конце 2007 – начале 2008 г., будут закрываться в IV квартале текущего года. Мы предполагаем, что в этот период их будет много.
Андрей Федосеев, президент Украинской ассоциации металлоторговцев (УАМ)
Строительство
Назад – в 2006 г.
Впервые за семь лет развития эксперты отметили спад в строительной отрасли. Так, в ассоциации Всеукраинский союз производителей строительных материалов и изделий констатировали, что в первой половине 2008 г. объемы строительства составили 98,7% от прошлогодних (за аналогичный период). Сокращение показателей наблюдалось в 15 регионах страны.
Чтобы предотвратить этот процесс, ассоциация намерена представить правительству целый ряд рекомендаций, среди которых – импортировать только прогрессивные технологии и одновременно с этим развивать внутреннее производство стройматериалов.
Слияния и поглощения
Не стратегами едиными
По мнению участников круглого стола, на фоне мирового кризиса также следует ожидать активизации фондов прямых инвестиций. У последних, в отличие от стратегов, инвестиционный горизонт составляет три-пять лет. Доля таких фондов в общей структуре сделок M&A, по оценке Виталия Струкова, может превысить в нынешнем году 10%.
Автозапчасти
Каналы продаж приведут на СТО
В скором времени СТО должны занять подобающее место в дистрибуции автозапчастей в нашей стране. А пока, по данным Международной маркетинговой группы (ММГ), анализировавшей отечественный рынок запасных частей для легковых авто, наиболее распространенными каналами продаж являются рынки и магазины.
В группе также считают, что в ближайшее время наберут обороты такие новые направления реализации, как поставка аксессуаров и дополнительного оборудования в супермаркеты, небольшие магазины при АЗС, а также фирменные СТО, обслуживающие новые авто.
По данным ММГ, объем рынка автозапчастей страны в 2007 г. составил примерно $1,35 млрд., что на 63% больше, чем в 2006-м. При этом доля импортируемой продукции пересекла отметку 90% (также и в денежном выражении). Основными поставщиками в минувшем году стали такие страны, как Южная Корея (24%), Польша (18%) и Китай (8%).