Site icon Companion UA

B мировых компаниях

Власть и бизнес


SEC уличила рейтинговые агентства в халтуре
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) уличила в серьезных просчетах тройку ведущих международных рейтинговых агентств: Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s и Fitch Ratings. Такой вывод содержится в докладе SEC, опубликованном по итогам 10-месячного расследования работы этих организаций. В документе, в частности, говорится об отсутствии четких критериев оценки ипотечных ценных бумаг и непрозрачности принятия решений при определении рейтинга. Агентства сознательно присваивали завышенные рейтинги облигациям, обеспеченным высокорискованными ипотечными кредитами (subprime mortage), что усугубило последствия глобального кредитного кризиса. По мнению экспертов, во главу угла ставилось получение прибыли, а не качество кредитного анализа.


При этом некоторые аналитики сомневались в качестве рейтингов, которые они присваивали. В апреле 2007 г. один из них выражал в электронном письме беспокойство тем, что использовавшаяся его агентством модель оценки не учитывает и половины риска в сделке. Другой аналитик писал в декабре 2006 г., что агентства создают «еще большее чудовище – рынок CDO»; в обеспеченные долговые обязательства (CDO) объединялись различные активы, включая ипотечные облигации, которые затем делились на транши с разным уровнем риска. «Надеюсь, все мы будем богаты и уйдем на пенсию к тому времени, как рухнет этот карточный домик», – отметил аналитик.


Пока рейтинговые агентства отделались легким испугом, поскольку никаких серьезных мер в отношении их не принято. Standard & Poor’s и Moody’s заверили, что уже внесли изменения в методику присвоения рейтингов. «SEC просто довольствовалась обещаниями реформ со стороны агентств, чтобы сделать довольно мягкое заключение. Комиссия не работает на защиту инвесторов, – отмечают аналитики Punk, Ziegel & Co. – Сегодня объем спекуляций и слухов на рынке просто феноменален, но SEC ничего с этим не делает». Возможно, более серьезное давление на агентства окажет Брюссель. Министры финансов стран ЕС поддержали план по ужесточению регулирования их деятельности, в частности, путем создания внутри этих организаций подразделений для присвоения рейтингов.


Экспансия


Регион повышенного внимания
«Вымпелком» наряду со своими основными конкурентами проводит активную экспансию на рынки Юго-Восточной Азии. Не прошло и года с тех пор, как АФК «Система» (владелица МТС) купила индийскую Shyam Telelink, а «ВымпелКом» вошел во Вьетнам. Российский оператор подписал с вьетнамскими госкомпаниями договор о создании СП GTel Mobile. «ВымпелКом» получил в нем 40%, вьетнамская GTel – 51%, ее «дочка» GTel TSC – 9%. При этом россияне могут довести свою долю до 49% (предел для нерезидентов). К тому же за ними зарезервированы три места из шести в правлении СП, что позволит участвовать в решении всех стратегических вопросов.


GTel Mobile начнет работу летом 2009 г. В течение пяти лет компания намерена привлечь 15-20 млн. абонентов, что соответствует 15-20% рынка. По данным «ВымпелКома», из 86 млн. населения Вьетнама мобильной связью пользуются менее трети. При этом проникновение (отношение числа sim-карт к численности населения), по оценке Informa Telecoms & Media, должно вырасти с нынешних 62,5 до 77% к концу 2010 г. Правда, есть ряд «но». Во-первых, средний счет абонента во Вьетнаме $7,5 в месяц, тогда как в России у «ВымпелКома» – $13,2. Во-вторых, в стране уже работают три GSM-оператора: государственные MobiFone, VinaPhone, Viettel, а также несколько CDMA-операторов, так что конкуренция будет жесткой. Но создатели СП верят в успех, планируя на протяжении пяти лет направить на развитие GTel Mobile $1,8 млрд. Для сравнения, АФК «Система» вложит в индийскую «дочку» $7 млрд.


Но и население Индии куда больше – 1,2 млрд. человек.


Практически одновременно совет директоров «ВымпелКома» одобрил покупку у Altimo (своего основного акционера с долей 44%) 90% компании Sotelco, владеющей лицензией на мобильную связь в Камбодже. По некоторым данным, вход в эту страну может обойтись в $28 млн. Уровень проникновения сотовой связи в Камбодже год назад оценивался в 10%: сотовые телефоны были примерно у 1,3 млн. человек. Средний счет на абонента составлял $13-14 в месяц. В стране действовало три оператора.


В «ВымпелКоме» отмечают, что Вьетнам и Камбоджа станут плацдармом для завоевания Юго-Восточной Азии. В числе привлекательных стран называются также Мьянма и Лаос.


Поглощения


InBev: от дружбы к вражде
InBev – крупнейшаЯ в мире пивовареннаЯ компаниЯ – активизировала наступление на лидера американского рынка Anheuser-Busch (доля 48,5%). Бельгийцы объявили о начале недружественного поглощения конкурента и стали приводить в исполнение план по полной смене ее руководящего состава. InBev сообщила, что подает в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) ходатайство с просьбой к акционерам Anheuser-Busch дать согласие на отставку всех 13 «несговорчивых» директоров и замену их собственными кандидатами. В новое правление предложено ввести бывших гендиректоров многих корпораций, включая GlaxoSmithKline, Pfizer, Lockheed Martin. Среди кандидатов числится и Адольфус Буш IV – правнук основателя и дядя нынешнего главы компании.


Такая реорганизация позволит инвесторам Anheuser-Busch напрямую выразить свою позицию по вопросу о слиянии компаний. Но руководство американского пивовара продолжает держать оборону и призвало своих акционеров не принимать рекомендацию бельгийцев. По мнению аналитиков, теперь очередь за Anheuser-Busch идти в суд. Лидер пивного рынка США считает, что его пытаются получить задешево, да еще и нелегальным путем. Хотя, как пишет Reuters, на самом деле действия американцев направлены скорее на то, чтобы выиграть время, надавить на InBev и договориться о более приемлемой цене.


Напомним, эпопея с поглощением началась 11 июня. Тогда InBev направила Anheuser-Busch предложение о выкупе компании за $46 млрд. Американцы ответили отказом, назвав предложение неадекватным, хотя оставили возможность для улучшения оферты. Почти сразу же после этого они начали переговоры с мексиканским пивоваром Grupo Modelo о выкупе оставшихся 50% ее акций в целях повышения своей стоимости и защиты от недружественного поглощения. Как показывают опросы, большинство жителей США считают Anheuser-Busch, выпускающего пиво Budweiser, своим национальным достоянием и выступают за сохранение его американской прописки.


Корпоративное управление


Coca-Cola откупилась от инвесторов
Coca-Cola в рамках урегулированиЯ судебного спора, длившегося восемь лет, выплатит своим акционерам $137,5 млн. компенсации. Инвесторы обвинили крупнейшего мирового производителя напитков в том, что его официальные лица представляли в ложном свете или умалчивали существенную информацию, что спровоцировало неоправданный рост цен на акции Coca-Cola. В частности, одно из обвинений состояло в том, что в 1999 г. корпорация заставляла разливочные заводы в избытке закупать концентрат, необходимый для производства напитков, на что предприятия тратили миллионы долларов. Это необоснованно завышало финансовые показатели Coca-Cola. В числе истцов – все, покупавшие акции производителя с октября 1999 по март 2000 г. Причем сами акционеры оценивают свои потери в $1,75 млрд. Coca-Cola официально отрицает свои просчеты, но учитывая риски и затраты, неизбежные при продолжении разбирательств, обвиняемые решили таки выплатить истцам компенсацию.


Схожее разбирательство с Coca-Cola уже имело место в апреле 2005 г. Тогда истцом выступала Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC). Ведомство обвинило корпорацию в том, что в 1997-1999 гг. та продавала слишком много концентрата своим ботлерам в Японии и тем самым вводила инвесторов в заблуждение о своих операционных показателях. Данные обвинения Coca-Cola оставила без комментариев, но обязалась больше не нарушать законодательство о ценных бумагах и контролировать продажи. Расследование было прекращено без предъявления официальных обвинений.


В целом, как отмечают аналитики, доказанных случаев завышения эмитентами стоимости своих ценных бумаг даже в мировом масштабе сегодня не так уж много, поскольку рост финансовых показателей не всегда отражается на капитализации компании и цене ее акций. Серьезно пострадать может разве что репутация бизнеса.


Диверсификация


Новый рынок манит гигантов
BHP Billiton – канадская горнодобывающая компания – в течение десяти лет инвестирует $10 млрд. в рынок калия, чтобы стать одним из основных производителей минеральных удобрений в стране. Первый шаг уже сделал: в конце мая холдинг объявил о покупке за $282 млн. 100% акций канадской компании Anglo Potash, чьим единственным активом является 25% в СП с BHP Billiton по разработке калийного месторождения Jason Lake Potash. Его эксплуатация пока не начата, но к 2015 г. здесь планируется добывать 3,5 млн. т калийных солей в год. На разведку месторождения уже направлено $40 млн.


BHP Billiton заинтересовалась новым для себя рынком неспроста. Глава промышленного гиганта Мариус Клопперс недавно заявил, что предвидит бум на рынке сельхозпродукции, аналогичный буму на рынках металлов. Причем рынок калия может стать в ближайшее время одним из самых горячих рынков минерального сырья. Уже сейчас цена на хлористый калий превышает $1 тыс. за тонну по сравнению с $300 годом ранее. «Калий – минеральное сырье, добыча которого укладывается в стратегию нашего развития. Этот рынок похож на рынок железной руды, точно так же его добыча сопряжена с минимальной переработкой», – отмечают представители BHP Billiton.


Впрочем, BHP Billiton не единственная проявила интерес к калийному бизнесу. Первопроходцем здесь стала австралийско-британская горнодобывающая компания Rio Tinto, купившая в 2006-м проект Potasio Rio Colorado в Аргентине. Rio Tinto развивает этот проект с нуля и планирует уже в нынешнем году начать строительство рудника, который с 2011 г. должен добывать 2,4 млн. т калия. Инвестиции ожидаются на уровне 800 млн. 

Exit mobile version