Перед философами сейчас стоит грандиозная задача: создать в обществе моду на практикующих философов, как уже создана мода на психологов.
Cделай так, чтобы люди почувствовали себя умными, и тебя все полюбят; но попробуй заставить их думать, и тебя возненавидят», – так размышляют современные философы и ищут истину, которая, как всегда, посередине.
Суть спора в противопоставлении двух разных точек зрения на способность человека мыслить. Это тяжкий труд, который под силу лишь избранным; обычные люди ничего не поймут, потому что им это не нужно. Вторая точка зрения заключается в том, что философией должны заниматься все без исключения. Люди должны сомневаться в своих убеждениях и искать доказательства всему, во что верят: как все устроено в мире, кто мы, зачем живем, что хорошо и плохо.
Есть и скрытый мотив – не допустить оболванивания общества. Чем меньше люди думают, тем легче ими манипулировать. Это еще один аргумент в пользу введения института практикующих философов. Люси Эйр не одинока в своем стремлении ввести моду на философов. Такие же серьезные мысли в легком чтиве высказывают Гордер в «Мире Софии» и Ален де Боттон в своих книжках «Обо всем на свете с точки зрения прикладной философии». Мода на практикующих философов не просто научит людей думать. Имеется в виду прежде всего овладение умением думать, в частности, мыслить, выходя за привычные рамки, и превращение этого занятия в привычку, причем для всех – от продавцов до политиков. Это никому не помешает. Люди каждый день решают философские вопросы, не подозревая об этом (даже выбирая в магазине между «Сникерсом» и «Баунти»). А теперь они просто будут об этом знать.
О пользе практической философии Все чаще в последнее время употребляется выражение «прикладная философия». В 1980-е в Англии были учреждены Британское общество прикладной философии и его печатный орган – The Journal of Applied Philosophy. Прикладная философия обычно противопоставляется фундаментальным проблемам метафизики как размышление о проблемах реальной жизни, как философия, имеющая непосредственное отношение к жизненным решениям прежде всего в области морали и политики. Еще в 1970-х в книге «Философия для начинающих» Д. Тейчман и К. Эванс подняли вопрос о том, имеет ли философия отношение к проблемам реальной жизни? |