Какое место занимает сегодня MSD на глобальном рынке?
На мировом фармацевтическом рынке мы занимаем третье место. На первом находится Pfizer, на втором – Novartis. В регионе развивающихся рынков мы занимаем пятую позицию, причем последние два года являемся самой быстрорастущей компанией. Глобальная выручка MSD за 2011 г. составила $48 млрд. Несмотря на высокие риски, связанные с инвестициями в разработку препаратов, мы много вкладываем в R&D – $8,5 млрд., или около 18% от выручки. С чем связаны эти риски? Создание и тестирование препаратов стоит дорого и занимает много лет, но нет никакой гарантии, что все стадии разработки завершатся успешно и что в результате медицинские регуляторы – FDA в США и EMEA в ЕС – разрешат производство препарата.
С получением разрешений стало гораздо сложнее, чем раньше. Объясню на конкретном примере. Предположим, фармкомпания разработала какое-то новое лекарство. Прежде никаких аналогов не было, но удалось найти новую формулу, и теперь необходимо провести клинические испытания этого медпрепарата. В прежние времена одна из фаз тестирования проходила следующим образом: новый препарат давали группе пациентов, а параллельно с этим другой группе людей с таким же диагнозом давали плацебо. Поскольку эффективного лекарственного средства от их болезни все равно не существовало, давать плацебо контрольной группе считалось абсолютно этичным. Затем результаты проведенных исследований сравнивались. Но сегодня так поступать уже невозможно, ведь есть немало эффективных лекарств, и эти люди могли бы получать лечение уже существующими. Поэтому теперь эффективность новинок, как правило, сравнивается не с плацебо, а с уже существующими аналогами, значит, новый препарат должен быть не просто эффективным, а превосходить имеющиеся варианты терапии.
Насколько кардинальные изменения претерпела MSD с 2009 г., после слияния с Schering-Plough?
Любое слияние дается тяжело, однако в данном случае его можно назвать почти идеальным благодаря специализации и оргструктуре каждой из компаний. MSD вела активную и успешную деятельность в США и отчасти в Европе, но на развивающихся рынках не была хорошо известной. Schering-Plough, напротив, была менее известна в Соединенных Штатах, зато на других рынках, особенно развивающихся, действовала гораздо активнее. Специализацией MSD были лекарства для пациентов, которые можно использовать в амбулаторных условиях (например, для лечения гипертонии, диабета, астмы, повышенного холестерина), а Schering-Plough больше специализировалась на препаратах для госпитального сектора – лечения гепатита С, онкологических заболеваний и проч. И еще один немаловажный фактор: накануне слияния MSD испытывала краткосрочную потребность в пополнении портфеля патентованных препаратов. В долгосрочной перспективе все обстояло отлично, но мы ожидали, что может возникнуть небольшой период, когда действие одних патентов истечет и не будет возможности сразу же предложить им замену. Слияние с Schering-Plough, обладавшей достаточным запасом патентованных лекарственных препаратов, помогло решить эту проблему.
Примечательно, что еще до слияния обе компании сотрудничали в рамках партнерского соглашения по медпрепаратам для снижения уровня холестерина. Помню, однажды мы даже спросили своего регионального начальника: «Наши компании отлично дополняют одна другую. Может, стоило бы объединиться?». Тогда он ответил: «Нет, это маловероятно». А спустя несколько месяцев произошло слияние.
Данный шаг стал хорошим стимулом для дальнейшего развития компании. Один из результатов слияния – расширение нашего присутствия в СНГ, в частности, в Украине, где мы сейчас активно нанимаем персонал. После слияния мы пересмотрели нашу структуру, чтобы сделать ее максимально эффективной в контексте потенциала стран. Кстати, некоторые сотрудники захотели переехать работать на более динамичные и высокопотенциальные рынки, например, в Казахстан и Украину, где мы заметно увеличили штат за эти два года. В частности, штат украинского офиса компании в прошлом году уже значительно вырос, а в этом мы увеличим количество сотрудников еще почти на треть.
Договориться и разделиться
Фармацевтическая компания MSD (Merck Sharp & Dohme, Мерк Шарп энд Доум) сегодня ведет свой бизнес в 140 странах (в США и Канаде она известна как Merck). Ее головной офис расположен в Нью-Джерси, США. Компания ведет свою историю с 1891 г. Работа под разными названиями связана с тем, что существует и немецкая компания Merck. Поэтому между ними было подписано соглашение, что американская компания использует название Merck только в США и Канаде, а немецкая – работает в этих странах под названием EMD. |
Как сегодня MSD справляется с растущим глобальным давлением генериков и биологических лекарственных средств?
Многое зависит от ситуации в конкретном регионе. К примеру, для всех игроков нашей отрасли обстановка в ЕС сейчас не самая благоприятная: производители генериков наступают на пятки, ценовая конкуренция очень высокая, регуляторы вводят новые, более жесткие правила сертификации. Поэтому приходится искать новые стратегии. Когда я начинал работу в данной индустрии, стратегия компании гласила, что мы – научно-исследовательская компания и не работаем с генериками. Это означает, что мы разрабатывали оригинальные препараты, и когда истекал срок действия патента, прекращали производство, а производители генериков выводили на рынок свои аналоги.
Наша же компания запускала новый оригинальный препарат. Помню, мы еще тогда обсуждали на одном из совещаний, почему бы нам также не играть на поле генериков, но тогда решение звучало так: «Это не наша экспертная зона», что абсолютно верно. Генерики предполагают другую схему построения бизнеса: это продажи по более низким ценам, меньший акцент на маркетинг и отсутствие необходимости обучения врачей. Ведь препарат-генерик создается на основе патентованного препарата, который уже был доступен на рынке несколько лет, его знают врачи и воспринимают пациенты, и нет необходимости обучать рынок. Соответственно цены на него ниже, чем на оригинальные препараты, и продажа генериков требует в основном хороших навыков. Это совсем другой тип бизнеса.
В нынешних условиях у фармацевтической компании не всегда вовремя появляются новые патентованные препараты на замену тем, чей срок патента истекает. Соответственно многие крупные игроки рынка оригинальных лекарственных средств сегодня начинают играть и на соседнем поле, создавая совместные предприятия с производителями генериков или приобретая такие компании. Философия MSD заключается в том, чтобы обеспечить доступ к необходимым препаратам пациентам с любыми финансовыми возможностями, в том числе и беднейшим слоям населения, для которых вопрос цены является определяющим. Поэтому мы решили, что продуктовый портфель должен включать как патентованные препараты, так и те, срок действия патента на которые истек.
Какова у вас доля генериков по отношению к патентованным препаратам?
В нашем продуктовом портфеле 15-20% генериков в зависимости от страны и периода времени. Объясню почему. Иногда пациенты предпочитают продолжать прием знакомых препаратов. Соответственно MSD, а также другие фармкомпании начали предлагать так называемые брендированные генерики (то есть свои же лекарства после истечения срока действия патента).
Кроме предложения пациентам брендированных генериков, мы сотрудничаем в некоторых странах с производителями традиционных генериков.
Много препаратов находится у вас на стадии клинических исследований?
Сейчас у нас на разных стадиях разработки находится около 40 новых препаратов (а это немало!) Несколько из них уже на третьей фазе клинических испытаний (это наиболее продвинутая стадия разработки; как только она успешно пройдена, можно регистрировать препарат). После того как эти препараты получат одобрение в США или ЕС, предстоит еще регистрация в Минздраве Украины – для вывода их на украинский рынок.
Вы ощущаете влияние Минздрава на деятельность вашей компании?
Мы наблюдаем прогресс в его работе. Регулятор хочет гармонизировать существующие правила с практикой ЕС. В принципе, это правильно, поскольку нет смысла изобретать что-либо с нуля. Но мы также отдаем себе отчет в том, что это займет время, и готовы максимально помогать, делиться своим многолетним международным опытом сотрудничества с системами здравоохранения в самых прогрессивных странах. Я считаю это одной из важных составляющих нашей миссии на развивающихся рынках – стать надежным партнером для государственной системы здравоохранения, помочь ей быть максимально эффективной.
Если же говорить о процедуре регистрации новых препаратов в Украине, то могу сказать, что сейчас процесс проходит тщательно и профессионально.
Представители Министерства задают много вопросов, мы вместе со штаб-квартирой предоставляем исчерпывающие ответы. И это правильно, потому что я тоже не хочу, чтобы на рынке появлялись препараты сомнительного качества. Конечно, с точки зрения бизнеса я был бы рад, если бы регистрация занимала день-два, но как пациент я не уверен, что это было бы правильно. Знаете, порой бюрократия нужна из-за соображений безопасности.
Есть ли у вас благотворительные программы в Украине и нашем регионе?
Философия компании такова: мы хотим, чтобы все пациенты имели доступ к необходимым препаратам и знали, как бороться с опасными заболеваниями. Именно на это направлены наши программы. Например, в прошлом году MSD объявила о старте нового глобального благотворительного проекта «МСД для матерей», рассчитанного на десять лет. Его бюджет – $500 млн., и каждый год по всему миру будут осуществляться программы, направленные на снижение материнской смертности и улучшение женского здоровья. Надеюсь, что ряд проектов этой программы коснутся и Украины.
Когда занимаешься благотворительностью, необходимо убедиться, что препараты попадут именно пациентам. Поэтому мы активно сотрудничаем с ведущими международными благотворительными организациями, например, Фондом Билла и Мелинды Гейтс, а также во всех странах ищем надежных партнеров для сотрудничества. Помимо благотворительных акций, реализуем немало образовательных проектов. Во-первых, мы постоянно проводим научные мероприятия для врачей, помогаем им быть в курсе всех новейших исследований мировой медицины: за последний год в наших научных и учебных программах приняли участие тысячи украинских врачей.
А во-вторых, совместно с общественными организациями ведем активную образовательную работу с населением. Так, в Украине за последние несколько лет мы предоставили более 2 млн. грн. на гранты общественным организациям, которые ведут образовательную работу в области ВИЧ/СПИДа и гепатита С.
В сфере проектов социальной ответственности обычно мы практикуем комбинацию двух подходов. Первый – инициируем проекты по тем направлениям, которые, на наш взгляд, требуют развития. Поощряем участие местных организаций или жителей в таких проектах. Второй – когда непосредственно к нам обращаются представители госорганов или медицинских сообществ. Зная, что мы знакомы с определенной медицинской областью, наработали экспертизу в нужном направлении, они обращаются к нам с просьбой о сотрудничестве. Во многих подобных случаях мы открыты для взаимодействия и помощи.
Что необходимо для создания нового препарата
Проанализировать 300-600 химических соединений, чтобы отобрать одно средство-кандидат. Примерно 15 таких кандидатов необходимо всесторонне исследовать, чтобы предложить на рынок хотя бы один лекарственный препарат. Процесс разработки и продвижения на рынок нового препарата в среднем продолжается 12-15 лет. Затраты на исследования и разработку одного лекарственного средства в среднем составляют $0,8-1 млрд. По данным MSD |