Региональная устойчивость

Осенью 2007 г. в микрорайоне Победа Днепро­пет­ровс­ка, в нескольких кварталах от здания, где расположен центр обработки данных (ЦОД) ПриватБанка, из-за утечки газа рухнул подъезд жилого дома. Катастрофа оказалась настолько серьезной, что могли «упасть» корпоративные серверы и каналы передачи данных крупнейшего банка Украины, а это неизбежно потянуло бы за собой всю банковскую систему. Но IT-инфраструктура финучреждения, которую строил и поддерживал системный интегратор RIM 2000, выдержала.

RIM 2000 появился на бизнес-карте Украины в далеком 1994 г. В те времена в компании трудились лишь ее учредители – четыре человека. Сегодня почти все те, кто начинал работать в компании в середине 90-х, возглавляют ее основные функциональные подразделения.

Юрий Протопопов, нынешний генеральный директор компании, до того, как стать ее соучредителем, успел попробовать себя в ряде государственных и коммерческих структур, работавших на космос и оборону еще во времена СССР. Выпускник радиофизического факультета Днепропетровского госуниверситета, по распределению он попал в «почтовый ящик» – НПО Орбита, занимавшееся разработкой электроники для космической техники.

Там он познакомился со своими будущими партнерами по бизнесу, работавшими в Институте технической механики АН УССР, КБ Южное и на Южном машиностроительном заводе.

Когда четверка учредителей регистрировала компанию, возник вопрос: какое название для нее выбрать? В середине 90-х в Украине культура нейминга отсутствовала. «Это сейчас мы знакомы с нюансами выбора названий, – признает Ю. Протопопов. – Тогда же все были совсем неопытными. Аббревиатуру RIM (от Real Intelligent Machines) придумал один наш сотрудник, а добавить к нему 2000 предложил уже я. Почему-то вспомнил тогда об американском производителе компьютеров Gateway 2000 (в 2007 г. Gateway 2000 перешла в собственность корпорации Acer. – Прим. ред.).

>>> Мы сидим на верхнем этаже здания, где теперь находится головной офис RIM 2000, а в середине 90-х размещалось НПО Орбита. Пятница, вечер, но коллеги Юрия Протопопова, как и положено истинным айтишникам, домой не спешат. Спрашиваю генерального директора, по каким принципам он старается отбирать сотрудников, и вообще, каково это работать под его началом.

«Нынешняя команда в основном состоит из людей, которые пришли к нам давно и начинали с самых простых должностей. Сейчас они выросли до руководителей подразделений. Например, Сергей Обидин пришел обычным сборщиком. Крутил винтики, а сейчас руководит подразделением, которое занимается развертыванием серверов, систем хранения данных и критической поддержкой этого оборудования. Вместе с ним на сборку еще студентом пришел Дмитрий Доля. Сейчас он руководит сборочным подразделением. И таких историй немало. Должности у нас в компании занимают в соответствии с профессиональными качествами. Текучести кадров практически нет, возможно, потому, что я считаю: нужно давать возможность проявить себя старым проверенным сотрудникам – тем, о ком однозначно можно сказать, что они внесли свой вклад в дело компании. Я хочу, чтобы эти люди развивались, и, не переходя в другую организацию, плодотворно трудились у нас. Поэтому профильное образование персонала – это та статья расходов, на которой мы не экономим. В нашем деле первичны люди, а само место их работы может меняться. Это, кстати, одна из причин, почему мы так и не обзавелись собственным офисом, а арендуем все помещения.

Собственный офис – это якорь, мешающий мобильности, а иногда и тормозящий развитие. Мы же стараемся строить максимально мобильную компанию, работу которой можно адаптировать в соответствии с потребностями заказчиков».

>>> Сейчас в компании работают 300 человек в 18 филиалах по всей стране, а оборот составляет порядка 280 млн. грн. в год. В середине 90-х никто о таких высоких планках и не помышлял. Начинали с организации собственной линии сборки. Набравшись немного опыта, стали сотрудничать с ведущими мировыми производителями серверов, сетевого оборудования и систем хранения данных. Со временем занялись строительством и оснащением центров обработки данных для корпоративных клиентов.

Освоили технологии Microsoft. Первые крупные корпоративные заказчики появились в 2000-х. В силу географического расположения они были преимущественно из Днепропетровска и соседних с ним городов.

В 2006 г. Юрий Протопопов и его команда удивили IT-рынок сообщением об объединении со столичным конкурентом – Ланжероном. Популярный в те годы сайт comizdat.com новость о пресс-конференции, во время которой обе компании рассказали о своем решении объединиться, предварил такими словами: «Украинский компьютерный бизнес знал и знает много случаев деления предприятий, когда после ухода ключевых сотрудников или учредителей появляются новые фирмы с почти неотличимой сферой деятельности и интересов. О случаях слияния крупных компьютерных компаний мы привыкли читать только в зарубежной прессе».

Сам Протопопов о событиях тех лет говорит скупо: «Мы хотели развиваться. Одним из направлений продвижения компании было расширение присутствия, то есть работа в других городах, кроме Днепропетровска, Киева и еще нескольких, где у нас уже были свои филиалы. Самым простым решением была покупка компьютерной фирмы с собственной филиальной структурой и клиентской базой в областях, что мы и сделали. Жизнь подтвердила правильность этого решения. Мы сразу перешли на следующий уровень – из региональной фирмы превратились практически во всеукраинскую с центром в Днепропетровске, количество филиалов у которой больше, чем у многих банков».

После объединения с Ланжероном компания получила филиальную сеть еще в 12 областях и сегодня представлена в большинстве областных центров Украины. Это пошло на пользу не только самому IT-интегратору, но и потребителям его услуг в регионах. «Раньше ведь как происходило, – делится своими рыночными наблюдениями Ю. Протопопов. – Локальные заказчики обычно общались с локальными же исполнителями.

В подавляющем большинстве это были маленькие или средние, но не очень сильные компьютерные фирмы. Они решали ограниченный круг задач, поскольку не могли владеть необходимыми компетенциями. О проактивном подходе и речи не было. Получается, что сотрудничество со слабыми партнерами на местах тормозило развитие заказчиков. Мы же хотели прийти в те города и районы, куда не дотягивались по разным причинам другие крупные системные интеграторы. Но мы не забираем хлеб у местных игроков, а хотим, чтобы заказчики развивались независимо от того, где находятся их филиалы – в столице или провинции».

Сейчас среди клиентов компании значатся торговые сети «АТБ», «Эпицентр» и COMFY; Укрнафта, Укртатнафта, Никопольский завод ферросплавов, Оптима Телеком, Приднепровская железная дорога; банки Аваль, Форум, ПУМБ, ПриватБанк и др. Около 30 сотрудников RIM 2000 имеют сертификаты ведущих мировых IT-вендоров. Компания одной из первых в Украине получила все партнерские статусы Intel. Одной из первых в нашей стране она прошла также сертификацию по стандарту ISO9001.

>>> Разумеется, не всегда все шло гладко. В 2008-2009 гг. RIM 2000 штормило ничуть не меньше, чем других игроков украинского рынка системной интеграции и IT-консалтинга. Удержаться от крутого финансового пике помогла взвешенная политика: здесь работали только на собственных финансах, кредиты никогда не привлекали, тщательно отслеживали ключевые показатели деятельности, и если понимали, что какие-то контракты больше не обеспечивают необходимой маржи – отказывались от них.

В прошлом году компания сумела нарастить продажи почти на 40% по сравнению с 2011 г. По словам гендиректора, это произошло частично за счет расширения клиентской базы, и, «что особенно важно – основная часть заказов поступила со стороны тех предприятий, с которыми мы работаем уже не один год».

В настоящее время 95% продаж приходится на корпоративный сегмент (серверы и системы хранения данных), оставшиеся 5% – на розничную торговлю. Не исключено, что это соотношение несколько сместится в сторону розницы после недавнего анонса двух новых моделей компьютеров собственного производства (моноблок и «все в одном»). И все же на ближайшие годы наиболее перспективным для компании ее генеральный директор считает уход от товарных операций и акцент на проектах, где востребованы инженерно-технические знания. К таковым относится прежде всего построение базовой IT-инфраструктуры самых разных предприятий: оснащение ЦОД и серверных помещений, развертывание корпоративной телефонии, корпоративных порталов и CRM-систем.

Залишити відповідь