Несогласованность нового законодательства относительно Государственного земельного кадастра (ГЗК) Украины и неотработанный порядок ведения системы ГЗК привели к коллапсу и возникновению проблем с получением документации на землю, сообщает M Consulting Group (Киев) со ссылкой на главу совета директоров компании Валерия Мещерякова в четверг.
"На отладку работы системы регистрации прав собственности на землю и системы ГЗК потребуется не менее 2-3 лет", – считает он.
По словам В.Мещерякова, первый месяц работы системы "виртуального" ГЗК вскрыл ряд проблем и недочетов, которые могут негативно отразиться на развитии рынка земли в Украине.
"Если ранее регистрация участков проводилась "вручную", то теперь эта процедура автоматизирована. При переносе границ участков с бумаги на виртуальную кадастровую карту произошли накладки в системе", – комментирует он работу электронной системы ГЗК.
По данным M Consulting Group, наиболее распространенной проблемой является несоответствие границ земельного участка, указанных в Госреестре земель, его действительным границам.
Кроме того, нескольким земельным участкам в новом кадастре присвоен один кадастровый номер.
"В связи с этим мы советуем всем своим клиентам-владельцам участков проверить данные о своем наделе на карте, и если возникнут неточности, сообщить о них в форме обратной связи на сайте Публичной кадастровой карты Украины", – отметил В.Мещеряков.
По его словам, разработчики обещают исправить технические проблемы, с другими же возможными проблемными вопросами относительно земучастков гражданам придется обращаться в суд.
В.Мещеряков соглашается, что перенос всех данных о земельных участках – процесс трудоемкий, однако отмечает, что законодательно не определено, когда этот процесс должен завершиться – согласно Государственной целевой программе развития земельных отношений, в Украине полный перенос данных должен завершиться к 2020 году.
Еще одна проблема, с которой столкнулись украинцы при переходе на электронную систему ГЗК, – трудности с получением правоустанавливающих документов на землю, отмечает эксперт.
"Новая система предполагает, что все вопросы по регистрации теперь можно решить через нотариусов. Для этих целей им предоставлен доступ к электронной системе ГЗК, однако ряд технических проблем не позволяет им беспрепятственно выдавать выписки из ГЗК", – отметил глава совета директоров M Consulting Group.
Таким образом, собственники земучастков вынуждены обращаться за выпиской в территориальные органы земельных ресурсов, которые, однако, не наделены полномочиями выдавать выписку из ГЗК, взамен нее собственнику предоставляется выписка из поземельной книги. В результате такой коллизии нотариусы вынуждены отказывать в оформлении сделок с землей, пояснил В.Мещеряков.
"Сама по себе идея переноса всех данных в единый электронный кадастр – прогрессивный шаг в развитии земельного рынка Украины. Но на ее внедрение и отладку уйдут годы. Поэтому нужно объединить усилия всех участников рынка для максимально быстрого устранения возникающих недочетов", – считает он.
Как сообщалось, Национальная кадастровая система (НКС) и созданная в рамках ее разработки Публичная кадастровая карта (ПКК) запущены в Украине с 1 января 2013 года.
По данным Государственного агентства земельных ресурсов, на 27 февраля в НКС специалисты территориальных органов земресурсов зарегистрировали 100 тыс. новых земельных участков, в ПКК в автоматическом режиме исправлены ошибочные данные относительно 110 тыс. земучастков в Украине.
M Consulting Group работает на рынке консалтинговых услуг Украины с 1994 года.
Компания осуществляет деятельность на рынке оценочных услуг, предоставляет услуги аудита, землеустройства, юридического сопровождения, а также строительного сервейинга и управления активами в сфере недвижимости.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».