Ядром создаваемого мультимедийного холдинга является информационное агентство.
Происходящее сейчас во всем мире превращение разрозненных СМИ в мультимедийные холдинги можно было бы считать модой, если бы этот процесс не имел под собой объективных оснований. Среди них можно выделить два основных: снижение интереса к потреблению информации в традиционных формах и усиление конкуренции практически во всех сегментах информационного рынка. Эти тенденции и заставляют владельцев СМИ искать новые варианты привлечения внимания потребителей и снижения издержек. Создание мультимедийного холдинга является интегрированным ответом на современные рыночные вызовы.
В Украине подобные холдинги в той или иной форме создают Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Сергей Тарута, Валерий Хорошковский, Борис Ложкин. На этом фоне особенностью «Главред-Медиа» является то, что для его создания объединили ресурсы Игорь Коломойский и Александр Третьяков. Ядром холдинга стал не телеканал или печатные СМИ (как в других группах), а информационное агентство.
О том, как он прожил первый год, мы говорили с Олегом Наливайко, генеральным директором «Главред-Медиа» и информационного агентства УНИАН.
Возможно, еще прошло мало времени для того, чтобы объединительные процессы стали более явными. Большинство наших изданий долго существовали самостоятельно, ими руководят известные люди, состоявшиеся профессионалы, и ускоренно загонять их под какие-то корпоративные стандарты было бы неправильно. У нас идут постоянные дискуссии о том, насколько жесткой должна быть структура холдинга и широкой может быть автономность проектов.
Объединение возможно через зарабатывающие структуры, например, рекламное агентство «Медиа Нова». На протяжении нескольких месяцев пытались сконцентрировать в нем все продажи, но не получилось. Наши проекты работают в разных нишах, круг рекламодателей очень широк, издания имеют налаженные схемы работы. Поэтому сейчас наряду с агентством мы имеем и отделы продаж в печатных изданиях. Они привлекают рекламу на одинаковых условиях. «Медиа Нова» централизованно размещает рекламу на сайтах, обслуживает таких системных клиентов, как «Укртелеком», ПриватБанк и др. Но оно не только размещает у нас рекламу этих клиентов, но и зарабатывает как комиссионер, креативщик. Я не исключаю тот факт, что со временем мы сможем вернуться к работе через одно агентство, поскольку такая схема принципиально менее затратная. Но когда это будет возможно, не берусь сказать.
Пытались сделать объединенную новостную службу, но отказались и от этого. Наверное, потому, что всех подавлял УНИАН. Для него это основная деятельность. Кроме того, некоторым изданиям требуется и специфическая информация, которую не поставляет агентство. Поэтому сегодня они все являются подписчиками УНИАН, но имеют и своих корреспондентов-новостийщиков.
Сейчас пытаемся сделать единую фотослужбу. Свои фотографы есть в каждом издании, имеется также мощная фотослужба УНИАН. Хотим, чтобы издания чаще обращались к ней, а их фотографы выставляли там свои работы на комиссию.
Из того, что уже сделано: объединили возможности конференц-залов УНИАН и «Главреда»; оптимизировали их загрузку, введя определенную специализацию этих площадок. В холдинге существует единая финансовая служба, позволяющая оптимизировать движение финсредств.
Как организовано управление холдингом, какова роль собственников?
Учитывая, что происходило объединение уже сложившихся структур, наши акционеры (и в первую очередь на тот момент управляющий партнер Александр Третьяков) хотели сделать так, чтобы ни в коем случае не ущемить кого-либо такими, в общем-то, вещами не первой значимости, как, например, название должности. Поэтому в холдинге есть президент и генеральный директор, имеющие по уставу компании примерно равные права. Обязанности между собой мы распределили неформальным образом. Я как генеральный директор занимаюсь финансовыми и коммерческими вопросами, персоналом, а президент Виктор Шлынчак больше сосредоточен на креативе, журнале и сайте «Главреда». С точки зрения теории управления, наверняка распределение обязанностей должно быть иным, но нам так удобно работать.
В УНИАН всегда было два топ-руководителя: генеральный директор и главный редактор. В ноябре 2006 г. с должности пресс-секретаря президента страны к нам пришла Ирина Геращенко, ставшая президентом агентства – таково было решение акционеров. Тогда мы несколько перераспределили обязанности. Ирина начала заниматься вопросами редакционной политики, творчества. На начальном этапе были некоторые сложности из-за притирки, но мы их удачно прошли. Потом г-жа Геращенко стала народным депутатом. Сейчас должность президента УНИАН вакантна, но мы не планируем ее заполнять.
Я много лет работаю с акционерной группой «Приват». У них жесткий подход к медийным проектам – все они должны быть экономически эффективными. В УНИАН нам предоставляли все необходимые кредитные ресурсы, но на выход «в ноль» жестко давался только год. При этом банк не вмешивался в редакционную политику, не имел своих политических приоритетов.
Это намного облегчало работу.
На сегодняшний день банк отошел от управления, и мы работаем непосредственно с его акционерами, в частности, с Игорем Коломойским. Но он сохранил прежние принципы работы с медийными активами.
Второй акционер, Александр Третьяков, наоборот, интересуется медиа, знает их. Сейчас это уже его интерес, а не профильный бизнес. Бизнесом он как народный депутат не имеет права заниматься, поэтому г-н Третьяков выписал доверенность на управление своими акциями руководителям холдинга.
Я сказал бы, что у него современный подход – работа с редакционными советами, коллегиями. Он все читает, высказывает свои замечания, предложения, но не вмешивается в оперативное управление.
Вы приняли УНИАН в сложный для него период. Через несколько месяцев, оценивая проделанную антикризисную работу, вы особо подчеркнули, что доверие журналистов к своим руководителям восстановлено. Почему для вас это так важно?
В сентябре 2002 г. я перешел в УНИАН из корпорации «Информационные системы Украины», которая управляла различными активами группы «Приват», причем не только медийными. Корпорация как холдинговая структура управляла УНИАНом, и я хорошо знал ситуацию в агентстве и людей. Вы помните, в медийной среде это был период жестких «темников», указаний, поступавших сверху. В агентстве даже появились соответствующие назначенцы на руководящих должностях. УНИАН всегда лелеет свой статус независимого агентства, поэтому когда появились такие нехарактерные методы управления, начались протесты, забастовки журналистов. Я к тому времени проработал всего две недели. Акционеры (спасибо им) посоветовали мне уйти в отпуск за свой счет. Практически три месяца я не работал в коллективе. Экономический результат труда за этот период под «темниками» оказался ужасным: падение дохода в три раза, появление долгов по зарплате. В январе 2003 г. меня вернули в агентство со всеми необходимыми полномочиями. Мы взяли кредит в 1 млн. грн. и начали потихоньку исправлять ситуацию. За год кредит вернули.
Я думаю, что урок, как не надо делать, который тогда получили акционеры и ряд политиков в УНИАНе, можно изучать в институтах журналистики. Особенно важно то, что его помнят наши акционеры.
Когда-то вы говорили, что УНИАН оказывает также и пиар-услуги. Это осталось?
Безусловно. Однако нужно понимать, что мы занимаемся не полным спектром пиар-услуг, а тем, что умеем делать хорошо: распространением информации по различным СМИ.
Общественно-политические, социальные продукты все менее рентабельны. Заработать на политической информации можно только в период выборов. Поэтому экономическая тематика для нас сегодня однозначно приоритетна. В настоящее время наши экономические продукты, посвященные фондовому рынку, энергетике, транспорту, страхованию, наиболее рентабельны.
Конечно, мы занимаемся и другими проектами. Например, еженедельный вестник «УНИАН Евросоюз» бесприбыльный, мы его распространяем бесплатно. Это – имиджевый продукт. Аналогичная ситуация и с еженедельником «УНИАН Евро 2012».
Сайт УНИАН и его новостная лента работают в круглосуточном режиме. Для чего эти затраты?
Открою секрет (улыбается). Мы действительно хотим выйти на круглосуточный режим, но пока сообщения на ленте агентства появляются до 23 часов. Сайт же работает круглые сутки, но это благодаря администратору, который с нами уже 15 лет и фанатично любит свое дело. Ему нравится работать до глубокой ночи, почти до утра. Ночью есть и посетители сайта, в основном это диаспора из США и Канады.
Не ломать, не спешить трогать то, что неплохо работает, – таков ваш стиль управления?
Если обратиться к статистике, то текучесть кадров в УНИАН минимальная, за последние пять лет ушли человек пять, да и то почти все в декретный отпуск. Если уж к нам попадают на работу, то проходят определенный отбор. Поэтому я всегда стараюсь работать с теми, кто есть рядом.
В одни периоды событий меньше, в другие – больше, но лента должна наполняться. Как корреспонденты мотивированы на регулярную поставку сообщений?
Когда я пришел в УНИАН, в среднем, выходило 150-170 сообщений в сутки, сейчас – до 300. Главный стимул – гонорарная оплата труда корреспондентов, хотя и эта система имеет недостатки. В частности, региональные собкоры часто жалуются на выпускающих редакторов, что те не пропускают их сообщения. Но не ставят они их не по своей прихоти, а потому, что темы не соответствуют требованиям национальной ленты. Так что вопрос – в обучении.
В ближайшее время планируем направить корреспондентов на мастер-классы «Би-Би-Си», организуем стажировки на базе РИА «Новости», с которым у нас давние дружеские отношения.
Ваш информационный архив заработал? Насколько он оказался востребованным?
Архив у нас действительно уникальный: за 12 лет все мониторинги и лента сохранены. Однако, к сожалению, пока этот массив данных сложен для поиска, поэтому обращений не так много, как могло бы быть. Но сейчас два программиста работают именно над упорядочиванием данных, организацией системы поиска.
На какой стадии находится проект «УНИАН – ТВ»?
Лицензия получена, причем сразу на цифровое вещание. Перспективу развития агентства мы видим только в мультимедийности. Первые шаги для этого нами уже сделаны: начали транслировать в Интернете наши пресс-конференции, сотрудничаем с «Пятым каналом» по организации прямых эфиров с пресс-конференций. Подали заявку на получения частоты для радиостанции «УНИАН – FM».
Гендиректором «УНИАН – ТВ» стал Виталий Докаленко, ранее работавший на «Тонисе» и УТ-1. Мы будем готовы начать вещание с 1 ноября 2008 г., если решатся технические вопросы, не зависящие от нас.
Вы считаете, что информационный канал уже может быть прибыльным? На чем основана ваша уверенность?
Практически все телерынки развиваются в направлении создания нишевых специализированных каналов. Поскольку у нас имеется такая крепкая база, как УНИАН и «Главред», мы считаем, что сможем создать полноценный информационный канал. Вполне возможно и сотрудничество с «Евроньюзом» или «Би-Би-Си».
Какие планы по расширению портфеля проектов «Главред-Медиа»? Александр Третьяков говорил, что не хватает делового издания?
Приоритета четыре. Первый – «УНИАН – ТВ». «Главреду» принадлежат 40% в телеканале «Сити». Второму его совладельцу, группе СМЕ, мы предложили сделать канал полноценным городским и более рейтинговым. Если партнеры нас поддержат, то это будет вторым приоритетом. Третий – это радио. Кроме создания «УНИАН – FM», мы хотели бы получить контроль над одной из сетевых радиостанций. У нас есть опыт работы в данном сегменте – когда то создавали сети «Довіра» и «Авторадио». Четвертый приоритет – создание залов для проведения пресс-конференций в городах-миллионниках. По нашему опыту, в Киеве до 30% конференций проводят региональные компании. Если им предложить такой же сервис, как в столице, с размещением информации на центральной ленте, то многие сюда не будут ездить. В регионах и тарифы будут другие.
Кроме того, сейчас группа из 12 человек работает над созданием информационно-развлекательного портала с большим набором разных сервисов. Рабочее название проекта – «Главпорт». В сентябре-октябре планируем начать тестовое вещание.
Что касается делового издания, то акционер действительно не раз поднимал этот вопрос. Да мы и сами понимаем, что его не хватает. Однако осознаем также и то, что ниша очень плотная. Так что работаем над этим вопросом.
Руководитель в двух креслах Олег Наливайко, генеральный директор холдинга «Главред-Медиа» и информационного агентства УНИАН. |