Site icon Companion UA

Скольжение в нужном направлении

На украинском рынке повышается спрос на смазочные материалы премиум-класса. Именно на это делает ставку руководство компании «Кастрол Украина».


Вслед за динамичным развитием автомобильного рынка в Украине активно развивается и рынок смазочных материалов. Но, помимо увеличения объема потребления моторных масел, начала меняться и структура спроса: потребители стали отдавать предпочтение более качественным, следовательно, более дорогим продуктам известных марок. Естественно, это не могли не заметить международные компании, активизировавшие свою деятельность в нашей стране. Так, с 2006 г. в Украине начало работу локальное предприятие – ООО «Кастрол Украина», входящее в группу компаний BP, которая имеет статус официального импортера продукции ТМ Castrol и BP.


Структура сбыта
Продукция торговых марок Castrol и BP известна в нашей стране с начала 1990-х. До 2000 г. эти бренды были представлены на рынке отдельно, но после объединения British Petroleum и Burmah Castrol они входят в единый портфель брендов группы компаний BP.


Основным направлением бизнеса «Кастрол Украины» является продажа смазочных материалов премиум-сегмента для автомобилей. «Мы поставляем в страну в основном синтетические и полусинтетические продукты, – рассказал директор по интеграции ООО «Кастрол Украина» Владимир Гриценко. – Компания продвигает продукцию в трех основных направлениях в зависимости от назначения».


Первое направление – розница. Моторные масла для легковых машин компания реализует при помощи дистрибьюторов через автомагазины, автопарки и неавторизованные станции техобслуживания. В ее товарообороте на товары для розницы приходится львиная доля. С момента создания «Кастрол Украина» активно занималась формированием дистрибьюторской сети. «В настоящее время этот процесс практически завершен, – сообщил г-н Гриценко. – Наша задача теперь состоит в том, чтобы превратить дистрибьюторов в мощные сбытовые предприятия, реализующие выпускаемую нами продукцию».


Второе направление – авторизованные станции техобслуживания, для которых «Кастрол Украина» имеет инвестиционные и специальные маркетинговые программы. Именно в рамках данных программ авторизованные СТО, покупая профессиональные смазочные материалы Castrol напрямую у «Кастрол Украина», получают от нее сервисное оборудование. Это направление в компании начали развивать с 2007 г. «Согласно внутренним требованиям ВР инвестировать средства можно только напрямую, а не через дистрибьюторов. Поэтому до создания в стране локального предприятия концерн не направлял инвестиции в развитие авторизованных СТО. По данной причине мы несколько упустили этот сегмент и сейчас стремимся исправить ситуацию. Конечно, отвоевывать всегда сложнее, чем осваивать новый рынок», – пояснил Владимир Гриценко.


На глобальном уровне концерн ВР сотрудничает с такими производителями автомобилей, как BMW, Volkswagen, Volvo, Jaguar, Land Rover. «Несмотря на факт такого сотрудничества, внутри страны мы сами должны договариваться и доказать местным представителям этих международных компаний, что с нами выгодно работать», – сообщил г-н Гриценко.


Третье направление – реализация смазочных материалов для грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и другой специальной техники осуществляется через дистрибьюторов. В товарообороте компании подобная продукция сейчас занимает небольшую долю.


Продукция
До недавнего времени во многих странах один и тот же продукт Castrol мог продаваться под разными названиями. В 2007 г. была реализована глобальная программа по унификации ассортимента. «После того как в 2002 г. во многих странах ЕС в наличное обращение ввели единую валюту, вопрос унификации ассортимента для компании стал очень актуальным. Реализация этого проекта, с одной стороны, позволила выровнять ассортимент, с другой – существенно сократить производственные затраты и повысить прибыльность нашего бизнеса и бизнеса наших партнеров», – поделился Владимир Гриценко.


На первом этапе был оптимизирован ассортимент моторных масел. Сейчас Castrol находится на финальной стадии – оптимизации ассортимента трансмиссионных масел. Для украинских потребителей этот процесс прошел практически незаметно, поскольку в стране не было такого разнообразия в номенклатуре, как в странах ЕС.


Продвижение
Маркетинговую активность «Кастрол Украина» разделяет на два направления: стимулирование деятельности партнеров и увеличение количества конечных потребителей.


Реклама на телевидении и в специализированных журналах считается основным маркетинговым инструментом для популяризации товара среди конечных потребителей. В нынешнем году для привлечения внимания новых покупателей ВР решилась на спонсорство непрофильного (в отличие от авто- и мотогонок) для нее вида спорта – футбола. Бренд Castrol стал официальным спонсором проведения чемпионата Европы по футболу 2008. В рамках спонсорства была разработана программа футбольной статистики Castrol Performance Index, в которой отражались различные статистические данные по всем матчам чемпионата.


Что касается маркетинговой деятельности, направленной на повышение энтузиазма партнеров, то для этого разработаны и действуют различные программы стимулирования продаж. О вложении средств в закупку оборудования для авторизованных СТО уже было сказано. Не остаются без внимания и неавторизованные СТО. Так, осенью 2007 г. в Киеве был реализован пилотный проект брендирования и сертификации таких сервисных станций. Помимо этого, им предоставляется полная информация о товаре, в том числе и технические описания реализуемых продуктов. «Castrol постоянно совершенствует смазочные материалы, часто выводит на рынок новейшие масла и жидкости. Об этом должны знать торговые работники и уметь доносить информацию до потребителей. К тому же постоянная рекламная поддержка и отсутствие нареканий на качество продукции помогает продавцам в реализации наших смазочных материалов», – заметил г-н Гриценко.


Если говорить о дистрибьюторах, то компания уделяет большое внимание повышению квалификации персонала своих партнеров. Для этого специалисты «Кастрол Украины» проводят тренинги и семинары с торговыми представителями своих клиентов. Владимир Гриценко: «Мы создаем структуры, которые будут проводниками нашей стратегии на рынке, поэтому нам важно, чтобы люди, продающие продукцию Castrol и ВР, были высококвалифицированными специалистами».


Весной текущего года «Кастрол Украина» провела мероприятие, объединившее оба направления маркетинговой деятельности: в 25 городах Украины прошла акция под лозунгом «На Евро 2008 вместе с Castrol!». Данное мероприятие было двухуровневым: стимулировался персонал розничных торговых точек и конечные потребители. В акции разыграли 2008 призов, главный из которых – две путевки на один из матчей чемпионата Европы по футболу.


«У нас тесно взаимодействуют службы продаж и маркетинга. Продажи стимулируются маркетинговыми мероприятиями, при этом маркетинговая политика компании осуществляется исходя из задач и потребностей службы продаж и при ее полной поддержке. Ведь именно менеджеры по продажам наиболее тесно взаимодействуют с потребителями», – подытожил г-н Гриценко.  







Легкость хода


Потребление моторных масел в Украине специфично по отношению ко многим западным странам. Так, если в Европе
70-80% смазочных материалов реализуются через сервисные станции, где масла заливают в автомобили из больших бочек, то на отечественном рынке лишь около 20% реализуются через сервисы. Большинство потребителей приобретают масло в канистрах (до 6 л), предпочитая делать его замену самостоятельно. Но в последнее время их доля стабильно снижается.
Такая специфика потребления приводит к еще одной особенности украинского рынка – высокой лояльности бренду потребителей моторных масел. Многие отечественные автовладельцы точно знают марку масла, которое они используют, – бренд, тип (синтетика, полусинтетика, минеральное) и вязкость. Поэтому если покупатель не обнаружит свое масло в торговой точке, с большой вероятностью он пойдет в другой магазин либо отложит покупку. Европейский потребитель зачастую просто доверяет тому, что ему заливают в автосервисе.
По объемам продаж на украинском рынке лидирует отечественное масло АЗМОЛ. В сегменте импортных масел выделяются такие международные бренды, как Agip, ВР, Castrol, elf, Esso, Fina, Liqui Molly, Mobil, Shell, Texaco, ZIC, и российские «Лукойл», ТНК.
Продукция Castrol относится к самому дорогому сегменту: цена на моторное масло
в 4-литровой канистре составляет порядка 400 грн. Смазочные материалы ВР немного дешевле – около 300 грн. за 4 л.

Exit mobile version