Site icon Companion UA

Кризис размещению не помеха

Постоянные изменения на рынке капитала создают для компаний, готовящихся к IPO, многообразие вариантов и альтернатив. Нынешний кризисный период – не исключение.


В результате рыночных перемен компании, привлекающие финансирование, и инвесторы получили больше возможностей выбора. Соответственно компании должны оценить необходимый и желаемый вид предложения, включая надлежащее рассмотрение возможности первичного, вторичного и/или частного размещения, а также сумму капитала, которую рассчитывают привлечь. Таков один из главных выводов пятого ежегодного исследования тенденций на рынке IPO-2008 (Global IPO Trends Report 2008), проведенного компанией «Эрнст энд Янг». «Компании могут выбирать не только место проведения IPO, но и стандарты бухгалтерского учета, аудита, а также дополнительные финансовые транши. При выборе любого варианта, прежде чем начинать операцию, необходимо тщательно проанализировать множество других важных факторов, в том числе альтернативы рынка, отраслевые предпочтения и стоимость регистрации», – отмечается в исследовании.


Каждой бирже – своя отрасль
При выборе рынка для размещения ценных бумаг компания должна изучить отрасль, в которой работает. В частности, для того чтобы сохранять конкурентоспособность, чрезвычайно важно разобраться в рыночных предпочтениях инвесторов и аналитиков, изучить рынки, на которых обращаются ценные бумаги конкурентов компании, а также проанализировать намечающиеся тенденции. Очень часто такая оценка зависит от суммы и стоимости привлекаемого капитала, ликвидности конкретного рынка. Кроме того, аналитики обращают внимание на возможность сравнения отчетности в рамках одной отрасли, а инвесторы – на возможность для роста. И аналитикам, и инвесторам нужна сравнимая финансовая информация по отраслям для принятия взвешенных решений относительно будущих инвестиций в ценные бумаги компании. Имея информацию о том, какие рынки и стандарты бухгалтерского учета используют конкуренты, компания может принимать взвешенные решения о том, хочет ли она выходить на рынок, который предоставит сравнимую финансовую информацию аналитикам и инвесторам.


Об отраслях, доминирующих на европейских рынках IPO, говорит Иэн Ханам, начальник департамента рынков акционерных капиталов в регионе EMEA банка «Дж. П. Морган Чейз» (Лондон): «Сильная позиция угледобывающей отрасли отразится на всех отраслях, имеющих отношение к природным ресурсам. Мы видели, что подобные процессы затронули добычу урана, энергетику. То же самое произойдет и с основными сельскохозяйственными продуктами. Страны, владеющие запасами плодородной земли, с хорошей сельскохозяйственной базой, например, Бразилия, отдельные области Африки, Казахстан и Украина, также будут интересны инвесторам. Сначала в этих странах появятся фонды частных инвестиций, а потом – открытые акционерные общества, которые станут обеспечивать источники дохода. Отраслевая активность возрастет во всех областях, на которые влияет рост развивающихся рынков. Интенсивный рост будет иметь место там, где процветающая ныне экономика развивалась с нуля. В отрасли природных ресурсов интенсифицируются процессы IPO, а также слияний и поглощений».


Необходимо оценить стоимость регистрации
После оценки рынков и отраслевых предпочтений компания также должна оценить свою способность профинансировать регистрацию. На крупных рынках, привлекательных в силу своей ликвидности, часто действуют более строгие правила, а стоимость регистрации является более высокой. Любое размещение сопровождается расходами на профессиональные услуги, поскольку к этому процессу привлекаются юристы, банкиры и/или бухгалтеры. Дополнительные расходы могут возникнуть в связи с необходимостью перехода на другие бухгалтерские и аудиторские стандарты, если выбранный рынок не признает стандарты, используемые компанией. Кроме того, на разных биржах стоимость регистрации ценных бумаг может быть не одинаковый. При надлежащем планировании публичного размещения разница в стоимости услуг бирж является одним из факторов, которые нужно проанализировать. Компания должна тщательно взвесить затраты на размещение ценных бумаг по отношению к сумме капитала, планируемого к привлечению. Довольно часто фирмы, имеющие ограниченные ресурсы, выбирают внутреннее размещение, продавая отдельные транши на зарубежных рынках с целью увеличения своих доходов. В таком глобальном контексте у компаний имеется множество альтернатив для рассмотрения и возможностей выбора, когда заходит речь о надлежащем планировании IPO.


Кроме регуляторных требований, чрезвычайно важно установить, какие правила бухгалтерского учета и стандарты аудита являются приемлемыми на каждом рынке. Рынок движется к утверждению Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в качестве глобального стандарта бухгалтерского учета. В Европе МСФО уже являются обязательными, в то время как Канада, Южная Корея, Индия и Бразилия согласились ввести МСФО в течение нескольких последующих лет. Кроме того, недавно регуляторный орган США решил принимать финансовую отчетность иностранных частных эмитентов, составленную согласно МСФО, выпущенную Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), без ее согласования с Общепринятыми принципами бухгалтерского учета Соединенных Штатов. Считается, что применение МСФО даст инвестору больше возможностей оценивать компании, осуществляющие деятельность в аналогичных отраслях, и в результате увеличить прозрачность глобального рынка. Кроме того, существует мнение, что единый глобальный стандарт бухгалтерского учета может снизить затраты компаний, связанные с накоплением, подготовкой и подачей финансовой информации.


Рынок становится более глобальным
События, произошедшие только за последний год, дали возможность убедиться в том, насколько взаимосвязанной является глобальная экономика. Падение кредитоспособности заемщиков сектора высокорисковых ипотечных кредитов в США отрицательным образом сказалось на состоянии глобальных рынков в результате продолжающегося кризиса рынка кредитования. То, что было сначала мелкой проблемой финансового рынка, переросло в бедствие для нефинансовых компаний, вынужденных списывать активы, вложенные в неликвидные ценные бумаги, обеспеченные высокорисковыми ипотечными кредитами. В конечном итоге регуляторные органы во всем мире приняли меры для повышения прозрачности финансовой отчетности, особенно касающейся ликвидности и капитальных ресурсов. Эти события свидетельствуют о продолжающемся развитии единой глобальной экономики.


«Волатильность вынудила продавцов откорректировать некоторые свои ожидания. В сложных рыночных условиях эмитенты требуют от инвесторов постоянной готовности. Коэффициенты роста стоимости акций также будут несколько ниже. Подойдя вплотную к проведению выездных презентаций выпуска ценных бумаг, руководство должно тщательно взвешивать каждый шаг. Но для компаний с впечатляющей биржевой историей, особенно крупных и потому более ликвидных, рынок остается открытым. В контексте нестабильных рынков льготное размещение и другое финансирование приобретений должны стать в нынешнем году важным элементом активности на рынках капитала. Это также может повлиять на тенденции IPO. Если ожидания понизятся, то компании, ставшие акционерными обществами и проводящие дополнительную эмиссию, имеют больше шансов найти заинтересованных инвесторов. После нескольких месяцев работы, связанной с новыми выпусками и листингом, проводимым существующими фирмами, возобновляется деятельность по IPO», – говорит Джонатан Грюссинг, управляющий директор и начальник департамента акционерного корпоративного финансирования отделения банка «Кредит Свис» (Лондон).


По словам Джона Джейкобса, исполнительного вице-президента Worldwide Marketing and Financial Products NASDAQ OMX (Нью-Йорк), компании тратят все больше времени на принятие решения о наилучшей структуре акционеров и инвесторов для поддержки их бизнеса, то есть, о том, каким образом и из каких источников привлекать капитал. Сегодня компании могут получать доступ к различным типам инвесторов разными путями, иногда в рамках одного размещения. «В прошлом частная компания могла разместить акции только на Нью-Йоркской бирже NASDAQ или Лондонской фондовой бирже. Но ситуация изменилась. Фирмы все чаще понимают, что могут привлекать капитал поэтапно, начав с предложений институциональным инвесторам. Кроме того, они могут размещать ценные бумаги на разных фондовых биржах. Например, в 2007 г. одна компания первоначально продала 91 млн. акций в ходе публичной транзакции на внутреннем рынке и одновременно – еще 822 млн. акций на глобальных рынках путем предложения по Правилу 144A, а также подобных предложений на других рынках.
Таким образом, более 90% от общего объема капитала было привлечено этой компанией не на внутреннем рынке, а путем размещения на зарубежных рынках», – резюмирует Джон Джейкобс.  







Возобновление активности возможно в конце 2009 – начале 2010 г.


Светлана Базилевич, аналитик ОАО «Эрсте Банк»:
– Кризис на мировых финансовых рынках осложнил компаниям выход на IPO в нынешнем году. Если в 2007 г. было проведено около 25 успешных размещений (публичных и частных), то за текущий год только несколько компаний смогут успешно завершить IPO. В данный момент предприятия выжидают, надеясь в будущем продать свои акции по более высокой цене.
За истекший период 2008 г. удачным было первичное размещение акций «Мироновского хлебопродукта» на Лондонской площадке. Еще одна компания аграрного сектора – «Кернел» – в нынешнем году планирует IPO. Скорее всего, и это размещение будет удачным в связи со спецификой отрасли, в которой работает компания. Но это никак не отражает общей тенденции рынка.
Крупным промышленным компаниям гораздо сложнее получить желаемый эффект от выхода на мировые рынки капитала, особенно на Лондонской и Нью-Йоркской биржах. На наш взгляд, именно падение американского рынка делает более привлекательными европейские биржи, в первую очередь Венскую и Варшавскую площадки.
Возобновление активности на международных рынках капитала возможно в конце 2009 – начале 2010 г. Украинские компании, реагируя на мировые тенденции, откладывают свой выход на IPO на конец 2009 г. с надеждой получить от размещения желаемую сумму. Подтверждением тому может служить, например, заявление корпорации «Интерпайп», решившей отложить IPO. Это время компании могут использовать для увеличения активов, наращивания капитализации и, что крайне важно, подготовки к публичности: построению прозрачной системы управления и налаживанию коммуникаций.









Привлечение средств для проведения размещения станет частью процесса IPO


Иэн Ханам, начальник департамента рынков акционерных капиталов в регионе EMEA банка «Дж. П. Морган Чейз» (Лондон):
– Организации, занимающиеся частным размещением, традиционно рассматривавшие финансирование проведения IPO в качестве отдельного самостоятельного процесса, окажутся в невыгодном положении. В будущем финансирование проведения размещения будет считаться одним из составляющих этапов подготовки к IPO и подтверждением стоимости компаний. Государственные инвестиционные фонды, взаимные фонды и фонды хеджирования предлагают необходимые средства за три месяца до проведения IPO и тесно сотрудничают с предприятиями для обеспечения успеха.
В условиях нестабильного рынка предпочтительнее иметь финансовую гибкость, для того чтобы получить возможность выбрать оптимальные время и способ публичного размещения вместо необходимости размещения в заранее установленное время. Мы видим, что PE-фонды стремятся подготовить рынок посредством СМИ. Они предупреждают своих инвесторов о том, что в целом доходность будет более низкой из-за невозможности использования заемного капитала для сделок. Поэтому проводят сделки, используя меньше заемного капитала с целью использовать свои средства. PE-фонды располагают средствами и кадровыми ресурсами. Они будут пытаться привлекать средства иными способами, чтобы предоставить заемный капитал, необходимый для собственных сделок или сделок других компаний.
Мы предвидим активизацию IPO на Ближнем Востоке. Источником спроса, а также движущей силой этих IPO станут внутренние средства. Двухнедельная выездная презентация в Америке будет становиться все менее актуальной, поскольку компании смогут привлекать средства на внутренних рынках.







«Мягкой посадки» не будет


Дмитрий Васильев, директор по корпоративным коммуникациям компании «XXI Век»:
– Большинство аналитиков затрудняются сегодня давать четкие прогнозы. Все ожидают осени. Однако мнения экспертов сводятся к тому, что «мягкой посадки» не будет. Следовательно, компаниям, планирующим IPO на падающих рынках, придется продавать свои акции с огромным дисконтом, что, разумеется, невыгодно, ведь в таком случае привлекается слишком мало средств при размывании собственности.
Если говорить о нашей компании, то мы рассматриваем SPO (вторичное предложение акций) как один из вариантов стратегии развития компании. Но «вторичку» лучше делать, когда рынок может и хочет платить больше. Сегодня это очень невыгодно для любой компании.
В заключение хочу заметить, что ситуация зависит не от биржи, а в целом от рынка. Когда рынки будут подниматься, компаниям станет выгодно использовать биржу для привлечения денег в свои проекты.


 

Exit mobile version