Site icon Companion UA

Объективная социальная реальность

В Украине пока сложно создавать антитренды, которые станут массовыми трендами. Но можно, замечая зарождающиеся тенденции, вовремя их подхватывать.


Чень важно понимать, что на самом деле не существует никаких обществ, государств, компаний, есть просто люди, добровольно или по принуждению объединяющиеся в группы либо примыкающие к существующим группам по определенным мотивациям-критериям и ради каких-то личных целей. Все всегда совершенно субъективно, а объективность – не более чем общий массовый знаменатель субъективных мнений, условная кратко- или долговременная договоренность. Есть люди и то, что они думают, воспринимают и говорят.


Тренды – все те же объединения. Они всегда были, есть и будут, потому что это и есть суть социума – общее (в той или иной степени) информационное поле.


Общество и тренды связаны и взаимозависимы. Чем более развито общество, тем быстрее появляются и распространяются тренды. От того, направлены тренды на объединение или разделение общества, зависит его судьба.


Экономика – тоже определенная договоренность людей о своем взаимодействии. В ней также есть тренды – именно поэтому она и регулируется силовыми методами – чтобы сохранять контроль и разделенность. Потому что если не разделять, то не получится и властвовать.


Тренд как социальное явление имеет жизненный цикл, основанный на ротации его участников. Все начинается с тренд-сеттеров, которые что-то придумывают и начинают делать. Кто они такие? Это активные и творческие люди, ориентирующиеся на собственные желания, которые стараются всячески удовлетворить. Основные их желания – это развитие, познание, экспериментирование, творчество. Четыре слова, но суть их одна – эволюция.


Эти люди просто делают то, что придумали, и наслаждаются процессом. Все остальные часто сначала видят в этом блажь, странность или прикол. Тем не менее так называемые ранние применители (early adopters), увидев новое, тут же его подхватывают. Тренд начинает обретать массу приверженцев. Здесь появляются последователи (followers), которые уже просто следуют очевидному тренду. Массовость получается такая, что это уже заметно всем. Тогда уже подключается мейнстрим, за которым могут следовать и консерваторы, обычно старшего поколения (если это не мода на одежду).


«Он отпустил усы, но не для того, чтобы слиться с окружающими, которые большей частью тоже были усатыми, а наоборот, чтобы придать своему облику такую же неповторимую индивидуальность, какой обладали они».
Виктор Пелевин, «Жизнь насекомых»


 


На этом этапе, а то и раньше (при появлении последователей) тренд-сеттеры теряют интерес к вопросу, у них уже другие, новые дела. Тогда же появляются и антитренды.


Что все это означает для бизнеса?


Во-первых, всякий желающий лидерской позиции на рынке должен стремиться как минимум к ранней индикации трендов, которые обретут массовость с точки зрения объемов продаж (есть и немассовые тренды, но там небольшая целевая аудитория). Это не только продакт-девелопмент – развитие продукта. То же может касаться и дизайна упаковок, и набора ценностей бренда, которые нужно коммуницировать раньше конкурентов, чтобы занять модную территорию.


Во-вторых как максимум тренды можно создавать, а под них открывается много ниш, продуктов, кампаний и всего остального, на чем можно заработать. Часто это очень серьезные проекты, основанные не просто на развитии продукта, а связанные с формированием новой субкультуры. Как стало, например, с Apple iPhod.


Украина – пока всего лишь торгующий, а не производящий рынок, ориентированный на массовый сбыт гарантированно ходовых товаров. Нам пока не суждено создавать антитренды, которые станут массовыми трендами. Но мы можем замечать зарождающиеся тенденции и вовремя их подхватывать, стать первыми, кто ознакомит с ними людей.


Не жалейте денег на исследования, не лезьте в клаттер из 150 предложений с еще одним таким же. Слушайте людей (а не целевую аудиторию или потребителей), наблюдайте за ними, верьте им и просто дайте то, чего они хотят плюс немного больше. Научите их тому, как с этим жить счастливо. Творите все новое и помните: чтобы найти правильный путь, заблудшей овце следует искать пастыря, а не повторять действия таких же, как она сама. 

Exit mobile version