Летом 2012 года группа провела первый международный фестиваль современной скульптуры Kyiv Sculpture Project. В 2013 году Kadygrob & Taylor art projects организовали резиденцию для молодых художников KYIVAIR.
Владимир, для начала, можно ли как-то сформулировать, для чего городу и его жителям нужен арт-кластер?
Формулировка меняется в зависимости от того, кто её даёт и от того, к какой аудитории обращаются. Кому нужен арт-кластер? Прежде всего, зрителю. Это и местные жители (в данном случае, киевляне) для которых важно повышение качества жизни, и туристы, которые пополняют местную казну, создают рабочие места. Во-вторых, профессиональной среде современного искусства.
В-третьих, инвесторам. В-четвёртых, арендаторам. Прежде всего, речь идёт о так называемых творческих индустриях: рекламе, журналистике, дизайне, архитектуре, моде и проч. В каждом из этих сегментов сегодня есть преуспевающие компании, которые не могут найти достойного месторасположения – творческого, свободного пространства, которое вдохновляет.
То есть, в Киеве уже сегодня существует некоторое количество компаний, которые обеспокоены эстетикой своего местонахождения?
Безусловно. И эстетикой и аудиторией, которая туда приходит. Имей они такое место, многое бы сложилось. Но, конечно, имеет значение его качество. Для украинского опыта это критический вопрос. Мы довольно сильно отстали почти во всех областях, и особенно в создании творческого или культурного продукта. Многие проекты сегодня делаются впервые. А это колоссальная ответственность. Но нередко тот, кто замахивается на какие-то большие инициативы – культурные или социальные – эту ответственность почему-то не чувствует. Есть несколько примеров (я не хотел бы их называть), существование которых девальвирует понятия фонда, культурного центра, музея современного искусства и т.д. В следующий раз, даже если ты можешь сделать это правильно и качественно, тебе очень трудно найти партнёров. Потому что есть негативный опыт, дискредитирующий саму инициативу.
Таким образом, приходится тратить больше сил на переубеждение?
В десять или даже сто раз сложнее что-то сделать после этого.
Арт-кластер – явление относительно новое на территории бывшего СССР. В Москве, например, такие пространства стали появляться лет десять тому назад. В 2004-м, например, в помещениях гаражей бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» возник культурный центр «АРТСтрелка», придуманный художником Владимиром Дубосарским. Приблизительно в это же время компания Artplay создала свой первый креативный кластер в арендованных помещениях ткацкой фабрики «Красная роза». Почему до сих пор в Киеве не было создано ни одного арт-кластера?
На мой взгляд, это связано в первую очередь с интеллектуальным потенциалом всех участников: инвесторов, городских властей, деятелей искусств, зрителей. Понимаете, создание творческого или культурного кластера – не только лишь бизнес-проект. Это прежде всего проект социальный. Это когда ты участвуешь в развитии культурного поля своего города и страны в целом. Вот что на первом месте. Возможно это принесёт в будущем какие-то дивиденды. В длинной перспективе, при хорошем менеджменте, мне кажется, это даёт возможность заработать на серьёзном уровне. Но это не «купил-продал» или «построил-сдал в аренду». Не то, во что деньги принято сегодня вкладывать. Иными словами, для большинства украинских бизнесменов это зона не совсем понятной мотивации.
И конечно, для возникновения кластера требуется соответствующий уровень энергии в творческой и культурной сферах. Нужна энергия с разных сторон – и со стороны тех, кто его воспринимает. У нас данное поле очень маленькое. Не очень популярное, не очень развитее. С чем это связано? Отсутствие актуального образования, постсоветское наследие…
Интересно, что многие арт-кластеры, существующие сегодня в Восточной Европе, возникли после падения советского блока в 1990-е годы. У нас ведь тоже были для этого предпосылки. В Киеве, например, в течение пяти лет существовал сквот «Парком» в заброшенном доме 18а на улице Парижской коммуны. Но киевского Сохо вокруг него так и не возникло.
Знаете, это вопрос ценностей. Вопрос мышления. Ведь что такое культурный кластер? Это место, в первую очередь, предназначенное для зрителя. То есть, это место для людей. Для сообщества. Для «громады» (мне больше нравится это слово). Открытое место. Противоположность вот этим замкам, которые огорожены забором и принципу «моя хата скраю». Это публичное пространство, максимально комфортное для людей. А что происходит на улицах, по которым мы ходим? Наши улицы прекрасно иллюстрируют ценности, на которые мы ориентированы.
То есть, наше общественное пространство сегментировано? Разбито на отдельные частные территории. Вот я сейчас вспоминаю, как добирался на интервью – лавируя между киосками, торговыми лотками, оставленными на тротуаре машинами, прыгая через лужи и т.п.
Да, каждый занят собой. Моё пространство – это моя машина, мой дом. Даже не моё парадное. И абсолютное большинство так мыслит.
Это мышление постсоветского человека?
Мне кажется, да. У нас же было всё ничьим.
А теперь происходит компенсация?
Да. Появилась возможность приватизации, частной собственности. И пока ещё люди ею не «наелись». Но нам уже не видно неба за частными «бигбордами». У нас нет скверов. Не то что арт-кластеров. Очевидно, кто-то должен взять на себя ответственность и показать пример, как надо правильно работать с городским пространством. Мы вот предложили, как это можно сделать с помощью скульптуры, когда провели Kyiv Sculpture Project. Кто-то делает что-то другое на своём поле. Например, дизайнер Игорь Скляревский по собственной инициативе разработал для Киева навигацию (будучи отвергнутой управлением архитектуры, она всё-таки вызвала большую дискуссию). Я рад, что в Киеве появился GoodWine. Их новый магазин – это качественный скачок на новый уровень. Сделать что-то ниже – значит признать, что ты играешь в другой лиге. Мне кажется, сейчас появляется критическая масса людей, готовых брать на себя инициативу и делать своё дело ответственно.
В обзорной статье, которую российский журнал «Эксперт» посвятил московским арт-кластерам, говорилось, что промзоны в российской столице составляют едва ли не четверть её территории. Достаточно ли в Киеве таких мест?
Да, конечно, в Киеве очень много помещений, которые можно бы было использовать для этой цели. Но их сегодня рассматривают только как экономические активы. Государство, которое не может ими эффективно управлять, ценит их, как недвижимость, которую можно приватизировать и пополнить бюджет. А инвесторы, готовые эти помещения купить, в лучшем случае видят площадку для строительства торговых центров. Мало у кого есть представление, какую социальную роль могут сыграть эти районы.
Сколько по-вашему, Киев может потянуть таких кластеров?
Мне кажется, что три. На данном этапе. Очень хотелось бы чтобы появился хотя бы один. Мне кажется, что Киеву и киевлянам очень этого не хватает.