Новости Комитет избирателей Украины (КИУ) совместно с общественной организацией «Лаборатория социального анализа Ф-4» провели мониторинг работы депутатов в течение второй сессии парламента. Согласно результатам мониторинга эффективность деятельности Верховной Рады как профессионального законодательного органа значительно возросла, несмотря на то, что как политический орган парламент оставался объектом острой критики. «Если сравнивать предыдущую работу парламента с паровой машиной, то во второй половине 2002 года он «набрал» темпы, сравнимые с двигателем внутреннего сгорания, а активность отдельных фракций даже напоминала атомный реактор», – отметил глава КИУ Игорь Попов. Так, если на первой сессии депутаты успели рассмотреть 144 законопроекта, то на второй их число превысило 400. Впрочем, сказать то же о качественных показателях работы парламента эксперты пока не могут. По оценкам юристов, процедура рассмотрения законопроектов все так же не совершенна, что не дает возможности поднять качество и уровень проработанности юридических норм. Тем не менее аналитики считают, что авторитет парламента растет и значительно превышает авторитет правительства и президента с его Администрацией. По результатам мониторинга, также возросла активность мажоритарщиков. Депутаты стали чаще появляться в округах и более серьезно относиться к работе с избирателями. В то же время эксперты отметили значительный рост их влияния на экономические процессы в регионах. Так, многие депутаты поддерживают контакты с местными органами власти, активно лоббируют свои интересы на всех довыборах и в региональных кадровых ротациях, участвуют в тендерах. В этом году, например, многие из них проявили особое внимание к принятию местных бюджетов и активно лоббировали интересы своих регионов во время принятия центрального бюджета. «Несмотря на то, что пока парламентарии не доросли до уровня центральных элит, большинство из них уже сформировались как мощные региональные элиты», – сказал Игорь Попов. В целом последнее время парламент все больше набирает «очки» в системе органов власти. Низкие конкурентные показатели правительства и президента этому только способствуют. Правительство, по мнению специалистов, пока вызывает опасения в связи с недавней сменой команды и неопределенностью его дальнейшей стратегии. А глава государства и его Администрация постоянно находятся в центре внутренних и внешних политических скандалов, что негативно влияет на их рейтинг. Эти тенденции, по словам Игоря Попова, накладываются на предстоящую президентскую кампанию. «Главы названных трех институтов будут принимать участие в избирательной кампании, и авторитет органов, которые они возглавляют, повлияет на их собственные конкурентные преимущества», – считает глава КИУ. |
Страх высоты В начале февраля Национальный институт стратегических исследований провел круглый стол, где обсуждались перспективы политической реформы. По мнению ведущих специалистов, парламент, который и должен реформировать систему власти, пока к этому не готов. Президент же настроен иначе. По словам его советника, президента Института стратегических исследований Анатолия Гальчинского, в ежегодном послании к парламенту президент изложит свой план политической реформы, который будет состоять из трех этапов. На первом, до следующих президентских выборов 2004 года, Верховная Рада должна узаконить парламентское большинство и оппозицию, свое право формировать правительство и право президента распускать Верховную Раду. Новый президент Украины уже будет избран по новым правилам с новыми полномочиями. На втором этапе, до следующих парламентских выборов 2006 года, предусмотрено заменить смешанную избирательную систему на пропорциональную, а однопалатный парламент сделать двухпалатным. И на третьем этапе, с 2006 по 2010 год, должна быть проведена административная реформа с избираемыми, а не назначаемыми губернаторами. На круглом столе на эту же тематику, организованном Европейским институтом политической культуры, высказывались сами депутаты. По их мнению, президентская инициатива не успеет «уложиться» в указанные сроки, потому что необходимый законопроект не успеет получить заключение Конституционного суда и пройти три парламентских чтения до следующих президентских выборов. Впрочем, заключение КС уже прошел аналогичный законопроект группы оппозиционных депутатов, и если дополнить его президентскими предложениями, то шанс провести такой законопроект есть. Но, по большому счету, сами депутаты, которым реформа сулит двукратное увеличение полномочий, пока не определились, хорошо это или плохо. «Парламент еще не готов к ведущей роли и повышению своей ответственности. К этому еще не готовы и сами депутаты, и политические партии», – говорит депутат Олег Безпалов. Директор украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович подтверждает: «Как стратегическое задание политическую реформу рассматривают только две партии: КПУ и СПУ, так как они не имеют шансов на следующих президентских выборах. Остальные политические силы ведут тактические бои. Пропрезидентские фракции – это в большинстве своем мажоритарщики, которых не устраивает пропорциональная избирательная система. А в оппозиционном лагере много претендентов на президентский пост, поэтому их «смущает» сокращение президентских полномочий». Политологи считают, что судьба политической реформы в ближайшем будущем будет зависеть исключительно от президента. «Реформа должна начаться до 2004 года, иначе время будет потеряно. Для этого президент в своем послании должен дать депутатам четкий сигнал, своего рода «месседж» о том, что реформу надо начинать», – сказал эксперт Центра им. А. Разумкова Юрий Якименко. |
Контрольная для премьера В одном из последних интервью премьер-министр Виктор Янукович заявил о своей готовности стать кандидатом на выборах президента, которые пройдут в 2004 году. «Если это будет вызов судьбы, я всегда на него отвечу», – сказал премьер. Напомним, что сразу после назначения на пост главы Кабмина в ноябре 2002 года Виктор Янукович говорил, что не собирается баллотироваться на президентский пост. Впрочем, как отметил «&» президент Центра исследований социальных перспектив Донецка Сергей Гармаш, В. Янукович «изначально шел в Киев либо стать президентом, либо с высоты премьерских возможностей торговаться с будущим президентом. Примерно так же он уже отвечал на подобный вопрос в Донецке спустя несколько дней после назначения премьером. Просто тогда на это не обратили такого внимания, как сейчас. Хотя ни оппозиция, ни провластные силы еще не воспринимают В. Януковича серьезно даже как премьера, не говоря уже как реального кандидата в президенты», – сказал Сергей Гармаш. Эксперт по внутренней политике и политической коммуникации Международного института сравнительного анализа Артем Биденко считает, что на данном этапе таким заявлением Виктор Янукович прорвал блокаду в дискуссии провластных сил. «Если оппозиция идею единого кандидата обсуждает давно, то пропрезидентские силы данный вопрос избегали. Поэтому заявление В. Януковича, по сути, определило формат поиска единого кандидата от власти», – отметил Артем Биденко. В самих «кандидатских» переговорах в пропрезидентском лагере эксперты пока выделяют два ключевых фактора. Первый – согласие остальных кандидатов. По мнению А. Биденко, это условие практически непреодолимо. «Все вероятные кандидаты от власти имеют одинаковые плюсы и минусы. Они очень амбициозны, возглавляют центральные органы власти и имеют хорошие возможности для собственного PR, – говорит Артем Биденко. – Поэтому, вероятнее всего, единого кандидата власть выставить не сможет, и на финишную прямую выйдут все претенденты». Но есть второй фактор, который может задать тон переговорному процессу по поводу единого кандидата от власти – рейтинг. И в этом вопросе «мяч» пока на стороне премьера. Так, согласно данным последнего социологического опроса, проведенного Центром им. А. Разумкова с 27 января по 3 февраля 2003 года, уровень поддержки Виктора Януковича растет в среднем на 1,1% ежемесячно. Сейчас его рейтинг составляет 5,6%. Для сравнения: рейтинг Юлии Тимошенко – 7,7%, а главы президентской Администрации Виктора Медведчука – 6%. Как отметил «&» директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, «политический смысл заявления очевиден: если своей работой на посту премьера я окажусь адекватен и эффективен, то смогу и буду претендовать на президентство. Если это действительно будет так и его рейтинг станет расти, я думаю, В. Янукович будет иметь сильные позиции в разговоре «кто из нас», и найти понимание с остальными кандидата не будет проблемой». Пока эксперты солидарны в том, что Виктор Янукович имеет «определенный запас прочности», а уровень доверия к нему в дальнейшем будет полностью зависеть от изменений в социально-экономической сфере в оставшийся до выборов период. |
Гарантийный талон для президента В Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О социальных и правовых гарантиях президенту Украины, прекратившему исполнение полномочий». Законопроект подал внефракционный народный депутат, председатель Высшего совета юстиции, ректор Одесской юридической академии Сергей Кивалов. Законопроект устанавливает целый ряд социальных и правовых гарантий для президента и его семьи, закрепляет право президента на налоговую амнистию и фактически обеспечивает главе государства пожизненную неприкосновенность. Исключение составляют случаи, когда президент смещен с президентского поста в порядке импичмента, совершил тяжкое или особо тяжкое преступление или вышел из гражданства Украины. Забота о собственной безопасности после сложения своих полномочий, по мнению многих критиков, сильно беспокоит президента и якобы объясняет борьбу за самосохранение ныне действующей власти. Так, Юлия Тимошенко еще до появления документа неоднократно высказывалась за необходимость «успокоить» президента таким законопроектом. Несмотря на то, что документ «поступил» из пропрезидентского лагеря, в его поддержку высказался и лидер «Нашей Украины». По словам Виктора Ющенко, эта тема актуальна в связи с приближением выборов президента, намеченных на осень 2004 года. А принять такое политическое решение необходимо для того, чтобы «внимание к прошлому не перекрывало внимания к будущему». И в оппозиционном, и в пропрезидентском лагерях есть немало противников такого законопроекта, но эксперты считают, что вероятность его принятия очень велика. В интервью «&» директор центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев отметил: «По сути, такая законодательная инициатива является тактическим компромиссом, связанным с тем тупиком, в котором оказались политические силы. Ситуация критическая, и необходимость обновления власти очевидна. Но для того чтобы процесс пошел, должны быть найдены «механизмы сдерживания и противовесы», взаимные гарантии. Поэтому символический смысл данной инициативы такой: давайте договоримся, давайте по умолчанию закроем глаза и сделаем шаг вперед. С точки зрения политической целесообразности этот компромисс можно оправдать. Но с точки зрения конституционного, юридического прецедента и просто морали, это некая черта, преступив которую, политики еще больше дискредитируют себя». Примечательно то, что, по мнению специалистов, президент не имеет особой заинтересованности в таком законе, поскольку «никаких гарантий того, что принятый закон будет соблюдаться, никто президенту дать не может». |