Site icon Companion UA

«Мне кажется, что Киеву и киевлянам очень этого не хватает», – Владимир Кадыгроб об идее арт-кластера

Владимир Кадыгроб, арт-менеджер. В 2009 году вместе с Екатериной Тейлор основал кураторскую группу Kadygrob & Taylor art projects. За первые три года своей деятельности они провели ряд выставок современных украинских художников: Жанны Кадыровой, Ильи Чичкана, Леси Хоменко, Никиты Кадана, Лады Наконечной и др. Некоторые из них состоялись в публичных пространствах Киева в рамках проекта Pop-Up Gallery. Летом 2012 года Владимир и Екатерина организовали первый международный фестиваль современной скульптуры Kyiv Sculpture Project. В 2013-м Kadygrob & Taylor art projects запустила первую киевскую резиденцию для молодых художников KYIVAIR.
 
Владимир, для начала, можно ли как-то сформулировать, для чего городу и его жителям нужен арт-кластер?

Формулировка меняется в зависимости от того, кто ее дает. Кому нужен арт-кластер? Во-первых, зрителю. Это и местные жители (в данном случае киевляне), для которых важно повышение качества жизни, и туристы, пополняющие местную казну. Во-вторых, профессиональной культурной среде. В-третьих, инвесторам. В-четвертых, арендаторам – речь идет о так называемых творческих индустриях: рекламе, журналистике, дизайне, архитектуре, моде и проч. В каждом из этих сегментов сегодня есть преуспевающие компании, которые не могут найти достойного места для работы – пространства, вдохновляющего и интересного людям, разделяющим общие ценности.
 
То есть в Киеве уже сегодня существует некоторое количество компаний, обеспокоенных эстетикой своего местонахождения?

Безусловно. И эстетикой и аудиторией, которая туда приходит. Имей они такое место, многое сложилось бы. Но, конечно, имеет значение его качество. Для украинского опыта это критический вопрос. Мы очень сильно отстали от европейских стран, особенно это касается культурного продукта. Многие проекты сегодня делаются впервые. А это серьезная ответственность. Но нередко тот, кто замахивается на амбициозные инициативы – культурные или социальные, – эту ответственность не чувствует. Есть несколько примеров (я не хотел бы их называть), существование которых девальвирует понятия фонда, культурного центра, музея современного искусства и т. д. В следующий раз, даже если ты можешь сделать это правильно и качественно, тебе очень трудно будет найти партнеров, потому что есть негативный опыт, дискредитирующий саму идею.
 
Таким образом, приходится тратить больше сил на переубеждение?

В десятки раз сложнее что-то сделать после этого.
 
Арт-кластер – явление относительно новое на территории бывшего СССР. В Москве, например, такие пространства стали появляться лет десять тому назад. В 2004-м в помещениях гаражей бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» возник культурный центр «АРТСтрелка», придуманный художником Владимиром Дубосарским. Приблизительно в это же время компания Artplay создала свой первый креативный кластер в арендованных помещениях ткацкой фабрики «Красная роза». Почему до сих пор в Киеве не было создано ни одного арт-кластера?

На мой взгляд, это связано в первую очередь с интеллектуальным потенциалом всех участников: инвесторов, городских властей, деятелей искусств, зрителей. Понимаете, создание творческого или культурного кластера – не только лишь бизнес-проект, а прежде всего проект социальный. Это когда ты участвуешь в развитии культурного поля своего города и страны в целом. Вот что на первом месте. Возможно, в будущем это принесет какие-то дивиденды. В длинной перспективе, при хорошем менеджменте, мне кажется, это дает возможность заработать на серьезном уровне. Но это не «купил-продал» или «построил-сдал в аренду». Не то, во что принято сегодня вкладывать деньги. Иными словами, для большинства украинских бизнесменов это зона не совсем понятной мотивации.
И, конечно, для возникновения кластера требуется соответствующий уровень энергии в творческой и культурной сферах. Энергия нужна с разных сторон – и со стороны тех, кто его воспринимает. У нас это поле очень маленькое, не очень популярное и развитое. С чем это связано? С отсутствием актуального образования, постсоветским наследием…
 
Интересно, что многие арт-кластеры, существующие сегодня в Восточной Европе, возникли после падения советского блока в 1990-е. У нас ведь тоже были для этого предпосылки. В Киеве, например, в течение пяти лет существовал сквот «Парком» в заброшенном доме 18-а на улице Парижской коммуны. Но киевского Сохо вокруг него так и не возникло.

Знаете, это вопрос ценностей и мышления. Ведь что такое культурный кластер? Это место в первую очередь предназначенное для зрителя. То есть место для людей. Для сообществ. Открытое место. Противоположность тем замкам, которые огорожены забором по принципу «моя хата с краю». А что происходит на улицах, по которым мы ходим? Они прекрасно иллюстрируют ценности, которые проповедует большинство.
 
То есть, наше общественное пространство сегментировано, разбито на отдельные частные территории? Вот я сейчас вспоминаю, как добирался на интервью, лавируя между киосками, торговыми лотками, оставленными на тротуаре машинами, прыгая через лужи и т. п.

Да, каждый занят собой. Мое пространство – это моя машина, мой дом, даже не мое парадное. И абсолютное большинство так мыслит.
 
Это мышление постсоветского человека?

Мне кажется, да. У нас же было все ничьим.
 
А теперь происходит компенсация?

Скорее всего. Появилась возможность приватизации, частной собственности. И пока еще люди ею не наелись. Но нам уже не видно неба за частными бигбордами. У нас нет скверов, не то что арт-кластеров. Очевидно, кто-то должен взять на себя ответственность и показать пример, как надо правильно работать с городским пространством. Мы вот предложили, как это можно сделать с помощью современного искусства, когда провели Kyiv Sculpture Project. Кто-то делает что-то другое на своем поле. Например, дизайнер Игорь Скляревский по собственной инициативе разработал для Киева навигацию (будучи отвергнутой управлением архитектуры, она все-таки вызвала большую дискуссию). Мне кажется, сейчас появляется критическая масса людей, готовых брать на себя инициативу и делать свое дело ответственно.
 
В обзорной статье, которую российский журнал «Эксперт» посвятил московским арт-кластерам, говорилось, что промзоны в Москве составляют едва ли не четверть ее территории. Достаточно ли в Киеве таких мест?

Да, конечно, здесь достаточно помещений, которые можно было бы использовать для этого. Но их сегодня рассматривают для других целей. Инвесторы, готовые эти помещения купить, в лучшем случае видят площадку для строительства торговых центров.
 
Сколько, по-вашему, Киев может «потянуть» таких кластеров?

Думаю, три на данном этапе. Мне кажется, что Киеву и киевлянам очень этого не хватает.

Exit mobile version