Украинские авиакомпании на сегодняшний день находятся в условиях жесткой конкуренции, с одной стороны, и монополизмом среди поставщиков услуг для авиакомпаний.
Такое мнение высказал глава наблюдательного совета авиакомпании "АэроСвит" (Киев) Григорий Гуртовой на пресс-конференции в Киеве в пятницу.
"Украинские авиакомпании зажаты между прессом конкуренции и монополизма, потому что все наши поставщики являются монополистами. Сегодня монопольное предоставление услуг со стороны аэропортов, аэронавигации, поставщиков авиатехники… Потому что, что бы там ни говорилось, консолидация приводит к тому, что все поставщики авиатехники также практически монопольны по своим услугам", – сказал он.
Как сообщил Г.Гуртовой, последним прибыльным годом для "АэроСвита" был 2007-й, а начиная с 2008-го по 2012 гг. "АэроСвит" в разных объемах терял деньги, при этом количество выполненных рейсов и перевезенных пассажиров выросло в 1,5 раза, сохранив среднюю загрузку в 73%. В то же время доходы компании возросли в 2,9 раза, расходы – в 3,4 раза.
"Мы решили для себя разобраться, что произошло. Компания поставила перед собой задачу развития сетевой модели авиаперевозок, считая, что сетевой перевозчик нужен, считая, что нужны транзит, развитие, однако условий для этого никто для компании не создавал. Акционеры инвестировали деньги, не получив соответствующей поддержки. У нас росли перевозки, а наши удельные затраты при этом увеличивались. Это вещь, противоречащая всем экономическим законам ", – сказал Г.Гуртовой.
Глава набсовета "АэроСвита" также отметил значительный рост расходов на аэронавигационное и аэропортовое обслуживание.
"У нас колоссальным образом возросли расходы на аэронавигационное обслуживание, в первую очередь, "Украэроруха", и аэропортовое обслуживание. Мы пересчитали удельные расходы на аэропортовое обслуживание к фактическому пассажирообороту на одного пассажира. За пять лет этот коэффициент возрос в четыре раза, то есть базовый аэропорт ("Борисполь" – ИФ) вместо того чтобы поддерживать перевозчика с точки зрения "дали больше объем – дали больше скидку", делал все только ради того, чтобы взять больше денег", – говорит Г.Гуртовой
По его словам, сейчас необходимо определить, нужен ли Украине транзитный пассажир или нет.
"Все фактически движения показывают: этот пассажир не нужен", – констатировал глава набсовета "АэроСвита".
По словам Г.Гуртового в последние четыре-пять лет в Украине отмечается отсутствие четко выраженных приоритетов развитии отрасли, существует ли какая-либо система поддержки со стороны государства, система прозрачности. По его мнению, ни один из этих вопросов не решен, система доступа к международным линиям непрозрачна и таковой была в последние три года.
"Позиция наша следующая: уважаемая власть, определитесь, пожалуйста, нужна ли вам авиатранспортная отрасль и по каким правилам она должна работать. Тогда будет понятно для любого частного бизнеса, готов ли он работать в этом сегменте или нет", – резюмировал Г.Гуртовой.
Как сообщалось, авиакомпания "АэроСвит" в связи с решениями судебных инстанций считает нецелесообразным привлечение инвестиций для возобновления регулярных дальнемагистральных рейсов и не исключает более масштабное сокращение персонала, чем это предусмотрено программой реструктуризации и выведения компании из кризиса.
"АэроСвит" основан в 1994 году. Базируется в международном аэропорту "Борисполь" (Киев). До начавшегося в конце 2012 года кризиса компания оперировала флотом в составе 28 воздушных судов производства компании Boeing, включая восемь дальнемагистральных Boeing 767 и 20 среднемагистральных Boeing 737, а также использовала самолеты перевозчиков-партнеров Airbus 320/321, Embraer 145, Embraer 190 и ATR-72.
"АэроСвит" заявил, что с февраля полностью отказался от внутренних и среднемагистральных линий, а оперирование на дальнемагистральных линиях на Нью-Йорк, Пекин и Бангкок намерен начать восстанавливать с апреля.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».