Все это приводит к тому, что о возникшей проблеме руководство ничего не знает или получает о ней информацию, когда уже слишком поздно.
С другой стороны, в отсутствии контакта с начальством, сотрудники также не могут высказать предложения об улучшении производственного процесса или выпускаемого товара.
Базирующийся в Сан-Франциско стартап 15Five попытался решить эту проблему с помощью еженедельных опросов, в которых сотрудникам предлагается оценить работу компании, указать на производственные недостатки, а также высказать любые предложения. На заполнение анкеты обычно уходит не более 15 минут, а менеджеру для ознакомления — всего 5 минут.
По словам главы 15Five Дэвида Хассела, ему никогда не нравилось общаться внутри компании с помощью корпоративной электронной почты, а идею еженедельных опросов он заимствовал у основателя Patagonia Ива Чуйнарда.
“Он заставлял всех своих сотрудников каждую неделю заполнять вопросники. Полученная из анкет информация анализировалось, а потом отсылалась ему, где бы он ни был в это время”, — рассказал Хассел, который, как и Чуйнард, очень любит путешествовать.
“В прошлом была традиция проводить раз в год опрос сотрудников, и во многих компаниях из списка Fortune 500, я знаю точно, не очень любили это делать, в результате к работникам стали обращаться за их оценкой не чаще одного раза в два года, — говорит Хассел. – Это значит, что о возникающих проблемах руководство узнавало как минимум с опозданием на 5-8 месяцев”.
Даже в небольших компаниях, где гораздо проще организовать “прямое общение” работника с руководителем, глава не всегда в курсе истинного положения дел. Что касается корпоративной электронной почты, то, по мнению Хассела, она не настолько эффективна, как кажется.
“Я борюсь со своим почтовым ящиком с тех пор, как в 1994 г. впервые открыл собственный e-mail, и мне кажется, что я уже одержал победу”, — уверен глава 15Five. По его словам, очень легко потратить целый день на ответы электронной почты и считать, что знаешь, как сотрудники работают и что их беспокоит. Но это обманчивая уверенность, уверен Хассел.
“Представьте, что вы руководитель среднего звена, и вы должны получать 10 докладов по e-mail в четверг вечером. В реальности вы получаете лишь часть в течение нескольких часов, остальные приходят на следующее утро или даже вечером. Затем вы начинаете выяснять, кто не прислал, и посылаете им по почте запрос и т.д. и т.п.”, — говорит Хассел.
В 15Five решили отказать от электронной переписки. Вместо это сотрудникам еженедельно раздаются анкеты с короткими и лаконичными вопросами о ситуации в компании и существующих проблемах. Ниже приводятся некоторые вопросы из этой анкеты:
• Взаимодействие команды: Что вы сделали на этой неделе, что облегчило работу другому члену вашей команды?
• Шкала счастья: От 0 до 10 определите уровень своего удовлетворения рабочим процессом на этой неделе?
• Причина счастья: Назовите одну или две причины вашей оценки.
• План на следующую неделю: Пожалуйста, назовите приоритетные цели на следующую неделю. Для этого можно использовать одно слово или короткую фразу.
• Вы довольны получаемым объемом работы?
• Какие-либо проекты приостановлены и почему?
• С какой главной проблемой наши клиенты сталкивались на этой неделе?
• Можно ли сказать, что у вас была успешная неделя? Что нужно сделать, чтобы она была еще более результативной?
• Какие проблемы нашей компании беспокоят вас больше всего?
• Назовите одно ваше решение, которое помогло улучшить качество нашего продукта.
Многие руководители хотели бы получить ответы на эти вопросы, и многие сотрудники хотели бы ответить на них, но никогда не имели этой возможности.