Японский индекс производственных заказов на оборудование в январе упал на 13%, приблизившись к значениям постллемановского периода. "Это невероятно низкий показатель, свидетельствующий об усилении дивергенции между улучшением настроений на финансовых рынках и тем, что происходит в реальной жизни", – отметили аналитики Capital Economics. Объем промышленного производства в Китае вырос на 0.6% в январе и на 0.8% в феврале – это самые низкие темпы с конца прошлого года. Розничные продажи тоже достигли минимумов начала 2004 года, упав до 12.3%. "Экономический рост, движимый внутренним потреблением пока остается недостижимой мечтой. Более того, процесс восстановления экономической активности быстро сходит на нет".
Американская экономика пока держится, благодаря дешевому сланцевому газу, оживившему производственный сектор. Однако, по словам Чарльза Думаса из Lombard Street Research, Америке еще предстоит пережить самое значительное фискальное ужесточение со времен Второй мировой войны. "Мы полагаем, ужесточение составит 2.5% от ВВП в этом году, что непременно отразится на прибылях. Индекс S&P 500 может скорректироваться вниз на 10-20%". Ставка б/р в США за февраль снизилась до 7.7% – самое низкое значение с 2008 года – что, однако, было обусловлено исключительно сокращением доли рабочей силы до новых минимумов на уровне 63.5% – люди просто отчаиваются найти работу. Кроме того, данные по рынку труда являются запаздывающим показателем. Сырьевые рынки же посылают сигналы тревоги, отказываясь подтверждать начало нового цикла глобальной экономической экспансии.
Балтийский фрахтовый индекс, оценивающий грузовые перевозочные тарифы, достиг минимумов 2009 года, а сырьевой индекс Бюро по изучению товарных рынков падает с сентября прошлого года. Фьючерсы на медь за прошлый месяц потеряли 10%. Чиновники в ключевых центральных банках и Международном валютном фонде сомневаются в том, что мировая экономика достигла так называемой "скорости отрыва", их беспокоят высокие уровни долга и хронический дефицит спроса. Альберт Эдвардс из Societe Generale отметил: "Финансовые рынки могут игнорировать слабые экономические данные долгое время, практически до тех пор, пока они не станут действительно страшными. Но, в конечном счете, они вернутся с небес на землю". Он также добавил, что последняя фаза кризиса на Уолл-стрит была вызвана компаниями, привлекавшими долгвой капитал, выкупая собственные акции, несмотря на низкие прибыли, копируя стратегию гринспеновского бума. "Ситуация очень похожа на события середины 2007 года. Покупка акций по высокой цене в ожидании дальнейшего роста, кажется, верный путь к разрушению стоимости". Европа остается мировой экономической дырой. Данные, опубликованные в прошлый понедельник, показали, что январский объем промышленного производства во Франции снизился на 1.2%, не оправдав ожиданий. Реальный денежный агрегат М1 последние шесть месяцев падает со скоростью 0.7% годовых, не предвещая ничего хорошего. Глава Европейского центрального банка Марио Драги отмечает, что малый бизнес все еще не может получить доступ к кредитам в большинстве стран валютного блока, при этом "жесткие" экономические факты еще не отразились в отчетах по настроениям. Пока Банк цепляется за свою политику жестких денег, однако, "голуби" на прошлой неделе настаивали на снижении ставки. Бывший член управляющего совета Лоренцо Бини-Смаги заявил, что ЕЦБ, вероятно, придется снизить ставку, если в самое ближайшее время не появятся признаки устойчивого реального восстановления. "Пока ничего такого не предвидится", – заявил он в интервью Bloomberg.
У Китая по-прежнему есть возможности для реализации фискальных стимулов, но Пекин столкнулся с ограничением "кривой Филлипса" – искать приемлемые компромиссы между инфляцией и ростом становится труднее день ото дня. Рейтинговое агентство Fitch говорит о том, что общий объем кредитов в стране вырос за 4 года с 9 трлн. долларов до 23 трлн. долларов, что практически равнозначно объему всей банковской системы США. Но, увы, темпы роста экономики несоизмеримо меньше. Стимулы утекают на рынок недвижимости и провоцируют рост цен. По словам аналитиков IHS, главная задача правительства на этот год – найти баланс между сдерживанием роста пузырей и стимулами, направленными на ускорение роста. Скептики считают, что бум на мировых рынках был спровоцировал избыточной ликвидностью Американского, Британского Японского и Швейцарского центральных банков, и усилен теневой банковской системой Китая. Обещание Драги спасти Италию и Испанию послужило завершающим аккордом. Цены на активы начали расти, на что, собственно, и был расчет. Но поможет ли этот метод реальной экономике, или просто раздует новый кредитный пузырь со всеми вытекающими опасными последствиями – большой вопрос.