Записали и забыли

Международный стандарт по социальной ответственности ISO 26000 рассматривает борьбу с коррупцией в аспекте честных операционных практик. Согласно стандарту компания должна:

  • выявлять риски коррупции;
  • внедрять и поддерживать антикоррупционные политики и практики;
  • показывать антикоррупционный пример руководства;
  • поощрять и отслеживать процесс внедрения антикоррупционных политик;
  • повышать осведомленность своих сотрудников и поставщиков, а также обучать их;
  • предоставлять адекватный уровень оплаты работникам и своим представителям за предоставленные законные услуги;
  • поощрять сотрудников, партнеров и поставщиков сообщать о нарушениях и гарантировать их конфиденциальность;
  • способствовать принятию антикоррупционных политик поставщиками и партнерами.

Прозрачность в отчетности по антикоррупции: мировой опыт

Как бороться с коррупцией – подсказывают различные руководства Глобального договора ООН, планы по антикоррупционным политикам помогают выработать отдельные рабочие группы, а также Тренсперенси Интернешнл, которая в прошлом году опубликовала отчет «Прозрачность в отчетности по антикоррупции», оценив 500 компаний из 32 стран. Фирмы Канады, Швейцарии и США получили три звезды из пяти, а России, Тайваня и Китая – по одной. В целом средняя оценка равнялась 17 баллам из 50. Высокие баллы получили Statoil, Rio Tinto, BHP Biliton, ArcelorMittal, BG Group – компании добывающего сектора, контроль над которыми постоянно усиливается стейкхолдерами. Кстати, такие сектора, как нефть и газ, сырье и материалы, аэрокосмическая и оборонная промышленности, основные товары и услуги, строительство, телекоммуникационные и коммунальные услуги, считаются секторами с повышенным риском коррупции. Наименьшую оценку получили Berkshire Hathaway (компания Уоррена Баффета), China Construction Bank, Honda Motor, Bank of Communications, Bank of China.

После изучения отчетов и других доступных документов Тренсперенси Интернешнл пришла к выводу, что лучшие компании имеют следующие элементы антикоррупционной политики (их можно использовать как руководство по разработке или улучшению таковой политики отечественных предприятий):

  • наличие кодекса этики и детального кодекса по борьбе с коррупцией;
  • участие в Глобальном договоре ООН и других инициативах;
  • коммуникация о том, что кодекс по борьбе с коррупцией применим ко всем сотрудникам, партнерам и др., включая членов правления и их семьи;
  • наличие четких указаний, что взятки, откаты и другие вещи запрещены;
  • запрет взносов за упрощение формальностей и обязательство отчитываться о подобных случаях;
  • наличие положений о подарках, включая указание допустимого финансового эквивалента и учет культурологических особенностей;
  • непринятие взяточничества и коррупционных практик партнеров, стимулирование их разрабатывать свои антикоррупционные политики;
  • доведение корпоративных антикоррупционных политик до сотрудников и их обучение;
  • наличие хорошо отлаженной системы конфиденциальности в сфере корпоративного информирования и политики непреследования;
  • регулярный обзор политик, их улучшение, наличие системы внешнего аудита;
  • наличие отчета по ряду ключевых индикаторов, включая показатели, рекомендованные глобальной инициативой. В ней есть три показателя для оценки деятельности в сфере борьбы с коррупцией: SO2 – процент и количество бизнес-подразделений, проанализированных с точки зрения антикоррупционных рисков; SO3 – процент сотрудников, обученных по антикоррупционным политикам и процедурам; SO4 – действия, предпринятые в ответ на случаи коррупции.

Прозрачность в отчетности по антикоррупции: украинский опыт

Специально для этой статьи Центр «Развитие КСО» рассмотрел нефинансовые отчеты 35 компаний в Украине с целью выявить наличие антикоррупционных политик и степень раскрытия информации по их выполнению. Анализируя отчеты за 2011-2012 гг., можно сделать вывод, что компании, позиционирующие себя как социально ответственные, на эту тему не любят отчитываться. В основном можно найти лишь общие фразы о соблюдении законодательства Украины. Стоит также отметить, что принятый в 2010 г. в Великобритании закон по борьбе со взяточничеством повлиял в Украине на некоторые компании с иностранным капиталом в контексте разработки антикоррупционных политик.

Хотелось бы отметить шесть отчетов по демонстрации усилий (выше среднего уровня по стране) по борьбе с коррупцией следующих организаций: Галнафтогаз, ДТЭК, Carlsberg Ukraine, Воля, АрселорМиттал Кривой Рог, а также Киевского национального торгово-экономического университета (приятный сюрприз). Так, вуз запретил старостам собирать деньги на что-либо, запустил телефонную горячую линию и установил ящики доверия, что привело к исчезновению жалоб на коррупцию.

В целом лучшие украинские компании отличает:

  • наличие кодекса деловой этики или поведения (АрселорМиттал);
  • наличие антикоррупционной политики (Воля, АрселорМиттал), в которой приведены характеристики коррупции, описаны действия, приводящие к ней, подчеркнуты обязанности сотрудников, в том числе запрет на откаты, и их ответственность за несоблюдение политики;
  • создание комплаенс-департаментов (департаментов по исполнительным процедурам – пример ДТЭК) и департаментов безопасности;
  • наличие положения о тендерных комитетах, отчетов о проведении торгов, политик по закупочной деятельности, процедур определения поставщиков (Воля). В целом 2011-й стал годом усиления или создания тендерных комитетов. В то время концерн Галнафтогаз провел 280 торгов на закупку товаров и работ, в два раза больше, чем в 2010 г., на общую сумму 155 млн. грн. В среднем в месяц проводили 27 торгов, а постоянная обновляемая база потенциальных поставщиков составляет 2 тыс. компаний. В некоторых организациях введены электронные тендеры. У Воли система автоматически выдает комплексную оценку предложениям поставщиков, уменьшая риск коррупционной практики. В АрселорМиттал Кривой Рог реализован проект Pegasus (е-sourcing – глобальная система электронных торгов компании), позволяющий проводить тендерный процесс более эффективно и прозрачно;
  • наличие линии доверия для сотрудников (Галнафтогаз) и клиентов (Львовоблэнерго). Например, у работников Галнафтогаза есть возможность обратиться к президенту компании через электронный ящик доверия. В АрселорМитал Кривой Рог в 2011 г. было зафиксировано 161 обращение на телефоны круглосуточных горячих линий, из них более половины (84) касались борьбы с мошенничеством;
  • членство в Глобальном договоре ООН или отдельных инициативах (ответственное партнерство (Coca-Cola, Platinum Bank), рабочая группа Глобального договора ООН по борьбе с коррупцией (СКМ), Compliance and Ethics Leadership Council (ДТЭК));
  • наличие положения о конфликте интересов, политики о регистрации подарков, политики по представительским расходам (Carlsberg), положения по соблюдению требований антимонопольного законодательства (АрселорМиттал, Carlsberg), политики информирования руководства о нарушениях и положения о проведении внезапных проверок (АрселорМиттал);
  • проведение информационных кампаний для сотрудников по основным положениям кодекса поведения и политикам по противодействию коррупции (ТетраПак);
  • проведение тренингов для сотрудников (Carlsberg, ДТЭК, Солнечный альянс). В 2011 г. участниками антикоррупционных тренингов на АрселорМиттал стали 250 работников предприятия, в ДТЭК в том же году соответствующее обучение прошли порядка 300 менеджеров высшего и среднего звена;
  • • наличие кодекса поведения поставщиков в рамках программы ответственных закупок (Carlsberg). Этот кодекс регулирует такие сферы, как трудовые права и права человека, безопасность и гигиена труда, экология, деловая этика и прозрачность бизнеса, неучастие в любой форме коррупции, вымогательства, хищения, незаконное влияние на должностных лиц и суды. Его подписали 55 партнеров компании.

Планы и выводы

Удивительно, но многие компании заявляют в отчетах о раскрытии показателей, характеризующих борьбу с коррупцией, хотя на самом деле некоторые из них не раскрыты, например, SO2. А показатель SO4 раскрыл только Platinum Bank.

Хотелось бы отметить, что наличие антикоррупционной политики является показателем степени развития компании, поэтому не все начинают ее разрабатывать в первые годы своего существования. Подобное относится и к упорядочению закупок. Многие украинские предприятия только на 10-15 году своего существования начали разрабатывать положения о тендерных комитетах и антикоррупционных политиках.

У компаний в планах на 2012-2013 гг. были заявлены образовательные мероприятия: разработка электронных тренингов по вопросам деловой этики, прохождение тренингов по антикоррупционным политикам. В этой связи хотелось бы порекомендовать запланировать пересмотр своих антикоррупционных политик и подходов в контексте лучшего украинского и мирового опыта, а также улучшение раскрытия информации по данным вопросам. Необходимо уже освещать не только политики и подходы, но и результаты их внедрения.  

Carlsberg Ukraine в своем отчете отметила: «Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, компании, у которых работают программы по деловой этике, на 50% меньше подвержены коррупционным рискам и потере бизнес-возможностей». Можно добавить – и финансовым потерям.

Неигровой интерес

6 февраля 2013 г. народный депутат Украины Вадим Колесниченко зарегистрировал законопроект «О предотвращении и противодействии достижению фиксированных (договорных) результатов и другим коррупционным правонарушениям в футболе» (№2213). Документ подготовлен рабочей группой, созданной по инициативе Профессиональной футбольной лиги Украины. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, коррупция в современном футболе стала фактором, который представляет реальную угрозу динамичному и прогрессивному развитию спорта в стране, а также имиджу государства. Она негативно влияет практически на все стороны жизнедеятельности системы футбола, фактически разрушает правовые и этические отношения между людьми, негативно влияет на развитие социальных, финансово-экономических процессов и становится нормой поведения.

Залишити відповідь