Инвестор видит результаты

Два года назад (см. «&» №11, 18-24 марта 2011 г.) мы рассказывали о том, что учредители черниговского холдинга Фирма «Вена» для обеспечения своих компаний перспективными кандидатами на замещение менеджерских позиций решили создать собственную бизнес-школу. Так появился некоммерческий проект Self-made School (SMS) – бизнес-школа личной эффективности.

Студенты (преимущественно жители Черниговского региона) обучаются по десять часов в день шесть дней в неделю в течение трех месяцев. Каждый из них получает стипендию на уровне средней зарплаты, которая у него была на прежнем месте работы до прихода в SMS. Программа включает в себя такие направления, как эффективное мышление, управленческие инструменты, физическая нагрузка, формирование современного целостного мировоззрения. После успешного окончания каждому выпускнику предлагается место работы, адекватное его талантам, стремлениям и компетенциям.

Руководят работой школы бизнес-тренеры Игорь Подгорный и Егор Немов. Мы попросили их рассказать о том, что происходило в школе на протяжении минувших двух лет.

Краткие итоги

Окончили обучение около 60 человек, половина из которых работают в холдинге, остальные – в других коммерческих структурах.

Отработана эффективная программа обучения.

Инвестор видит результаты. Появились квалифицированные управленцы, которые не только умеют управлять более эффективно, но, во-первых, говорят на одном языке, имеют схожую систему ценностей и, во-вторых, умеют быстро договариваться и помогают друг другу, поэтому вопросы взаимодействия решают быстрее и без конфликтов.

Несмотря на трехуровневый отбор в школу, мы, конечно же, столкнулись с проявлением личных качеств студентов, характерных для большинства жителей Украины.

Безответственность , выражающаяся в неготовности самостоятельно прикладывать усилия для достижения успеха, ожидании чуда от правительства, инвестора, судьбы. Отсюда низкая готовность к риску и ошибкам, приверженность шаблонам и наработанным схемам.

Низкая самостоятельность. Безответственность рождает низкую самостоятельность, и человек ждет, когда прозвучит команда. Но даже если скомандовали, ему хочется, чтобы подробно объяснили, что нужно делать. Однако и при подробном объяснении он несколько раз переспросит, действительно ли надо это делать.

Заниженная самооценка  уживается с инфантильной убежденностью в том, что «я – хороший». Как следствие – отсутствие веры и недостаточная мотивация к изменениям, уживающаяся с посредственными практическими результатами.

Декларируемая амбициозность.  Те, кто не попал под влияние заниженной самооценки, на классический вопрос о желании много зарабатывать отвечают утвердительно без секунды размышлений, заверяя в важности карьерного роста и саморазвития. Но на практике для подавляющего большинства эти слова совсем не означают реальной готовности действовать по-новому, чтобы получить желаемые результаты.

Неразвитость мышления, проявляющаяся в недостаточной развитости понимания причин и следствий, логического мышления. Неумение выделять причины успеха проекта, особенно ключевые. Даже когда есть желание много заработать, достичь успеха, нет привычки осуществлять качественный анализ и формировать выводы о том, что делать.  

Что мы делаем

Постоянно совершенствуем программу обучения с учетом открытий  Благодаря этому мы пришли к выводу, что программа должна быть ориентированной на обучение человека несложными методами. В процессе используем опыт самих участников, анализируем случаи из их практики.

Поощряем размышления: не бывает правильных и неправильных ответов, бывают эффективные для данной ситуации и неэффективные. Необходимо уметь быстро определять цель, рассматривать ключевые факторы ситуации, генерировать идеи решений и выбирать из них лучшую, формировать стратегию и реализовывать ее.

Внутреннее развитие – важная составляющая.  Обучение интеллектуальным инструментам будет неуспешным, если не заниматься внутренним развитием, снятием ограничений, не развивать мотивацию и устремленность. Именно поэтому у нас стало больше специально разработанных деловых игр, упражнений, практических заданий, чтобы почувствовать вкус побед, вселить уверенность, что все получится.

Существует память ума и память тела. Память тела – долговечная и бессознательная, в ней находит отражение все, что происходило с эмоциями и пониманием. Поэтому мы подобрали много игр и упражнений, предполагающих физические действия, движения, помогающие изменить ограничивающие убеждения.

Обучение имеет смысл только тогда, когда человек нуждается в нем, то есть не может достичь своих целей без новой компетенции. При этом, если цель незначительная, то и средства нужны небольшие. Только в случае амбициозной цели необходимы эффективные инструменты, поэтому большое внимание мы уделяем личному целеполаганию студентов.

Четко определяем разницу между правильными и эффективными решениями.  Правильное – это то, что необходимо делать, что очевидно и не вызывает сомнений. Например, когда есть цель повысить объем продаж, правильными решениями являются обучение персонала технике продаж, внедрение контроля, построение команды. При этом они приводят к некоторому улучшению результата. А эффективное – это решение, значительно улучшающее результат. Оно всегда зависит от конкретной ситуации и опирается на имеющиеся ресурсы. К примеру, можно обучить супервайзеров методике повышения мотивации, а можно просто договориться о скидке от поставщика и никого ничему не учить. Делать стоит то, что дает больший эффект с теми же затратами или тот же эффект, но с меньшими затратами. Казалось бы, все понятно и несложно.

Однако сделать все, чтобы студенты так думали и действовали, – дело непростое. При этом эффективные решения должны использовать таланты и сильные стороны управленца. А если он не верит в свои таланты и сомневается в наличии сильных сторон?

Призываем учиться заботе о людях : давайте им то, чего они хотят. Начинаем с обсуждения цели бизнеса. Самая распространенная идея – бизнес организуется для получения прибыли. Но, анализируя следствия такой идеи, мы приходим к выводу, что заработать прибыль любым путем – неэффектная цель. Любая деятельность бизнеса – только расходы, доходы можно получить лишь от клиентов, поэтому стоит не просто наращивать и развивать бизнес, что считается распространенной ошибкой. Ведь если лучше, активнее делать то, что является неправильным, бизнес легко можно потерять. Эффективная деятельность состоит в том, чтобы точно понять, кто мой клиент, и дать ему все, в чем он нуждается, не смущаясь принимать благодарность в виде финансовых поступлений и растущего уровня доверия. Это касается не только внешних клиентов (потребителей), но и внутренних (коллег, сотрудников своего и других подразделений). Это непростые идеи, но мы много уделяем этому внимания, потому что верим: за организационной демократией – будущее.

Ускорение мышления.  В наше время ускорения перемен необходимо принимать решения (анализировать, генерировать варианты, выбирать) все быстрее. Если не знать и не применять ментальные ускорители, то управленец рискует остаться в своем позавчера. Роль таких ускорителей могут выполнять разнообразные алгоритмы, среди которых базовым является алгоритм достижения цели. Важно понимание законов эффективности, оперирование характеристиками эффективного решения. При этом важно учиться мыслить не отдельными ходами, а блоками, связками. Ускорение деятельности, когда на решение задачи нужно все меньше времени при сохранении качества, – результат такого подхода.

Практические навыки.  Мы выбрали 25 инструментов управленца и развиваем навыки их использования. В центре внимания – упомянутый выше алгоритм достижения цели, позволяющий найти эффективное решение в разных ситуациях. На наш взгляд, это основной инструмент управленца. Другие инструменты, среди которых работа с текстурами ума, определение ступеней организационного развития, уверенное поведение, создание союзов, формирование конкурентных преимуществ, цепочка «идея – стратегия – действие», работают в контексте более эффективного достижения цели. Навыки использования инструментов формируются в основном в рабочих задачах самих учащихся.

Задача – быстро и эффективно достичь желаемых результатов  Каждый инвестор хочет видеть, какие результаты приносят его капиталовложения, а каждый выпускник школы – верить, что его научили реально работающим вещам. Поэтому, совмещая эти два интереса, мы предлагаем студентам спланировать свои действия на рабочем месте на первые три месяца. Тогда последующее обучение им становится необходимым не только для достижения жизненных целей вообще, но и для реализации именно этого проекта.

Залишити відповідь